Несмотря на то что с наступлением пандемии экономика города существенно просела, а многие предприятия были вынуждены и вовсе прекратить свою деятельность, спрос на бухгалтерские услуги сохранился на высоком уровне. Однако специфика обращений изменилась, как и порядок работы на рынке. "ДП" разбирался, какие услуги оказались востребованными на фоне коронакризиса и что будет представлять собой консалтинг в 2021 году.
Много вопросов
Как рассказали в компании "Мегаконсалт", специализирующейся на бухгалтерском обслуживании и сопровождении, как только было объявлено о введении "нерабочих дней", у предпринимателей возникло очень много вопросов, в частности о том, как всё это оформлять с точки зрения бухгалтерии.
Например, у сотрудника был запланирован на этот период отпуск. Позиция государства была однозначной — никакого отпуска. В то же время работодатель не мог не предоставить работнику возможность для отдыха. С точки зрения оплаты труда это значит, что необходимо "закрыть" и отпуск, и нерабочие дни, а это уже накладно для любой компании, особенно в условиях кризиса. "Вопросы приходилось решать оперативно, оставаясь при этом в рамках закона. Чтобы помочь клиентам, мы организовали общий чат, где наша кадровая служба разъясняла ситуацию, что можно делать, а чего нельзя, — комментирует Александр Смирнов, генеральный директор компании "Мегаконсалт". — Вопросов было много, но у всех они были почти одинаковые. Нам приходилось ждать разъяснений от чиновников, а потом доводить информацию до клиентов".
Весной уходящего года не раз возникали и спорные ситуации, связанные с увольнениями: предположим, решение уже принято, сотрудник поставлен в известность, а тут вдруг нерабочие дни и указ президента, что никого увольнять нельзя. Причём здесь зачастую страдал не только работодатель, но и сам работник, так как был намерен уйти, но фактически его удерживало государство руками работодателя.
Или, например, компания получила разрешение на ведение деятельности во время нерабочих дней. В этом случае сразу возникают такие вопросы, как порядок привлечения сотрудников на работу в установленные нерабочие дни и особенности взаимодействия с теми, кто отказывается выходить на работу. Бизнес был вынужден переживать всё это впервые и, по словам отдельных его представителей, в буквальном смысле платить за решения государства. Но, конечно, далеко не все располагали средствами и бюджетами для этого.
Опрос сотрудников
"Чтобы максимально помочь нашим клиентам, мы старались быть чуткими и деликатными, сохранять индивидуальный подход. Нами были составлены шаблоны действий в самых разных ситуациях, мы предоставили сотни рекомендаций клиентам, с которыми наши сотрудники сверялись, проверяли актуальность данных и работали в режиме повышенной нагрузки при постоянно изменяющихся фактах. И мы справились с этим удачно: штрафов не было, льготы были получены. Также наши специалисты постоянно мониторили правительственные сайты, звонили в налоговую и узнавали последние новости", — подчеркнул Александр Смирнов.
Те консалтинговые компании, которые смогли вовремя перестроиться на режим удалённой работы и принять тот факт, что решать необходимо нестандартные задачи и в большом количестве, безусловно, не испытывали недостатка в работе в 2020 году. Более того, не все штатные специалисты бухгалтерского дела оперативно отреагировали на изменения, в связи с чем также возрос спрос на консалтинговые услуги на аутсорсе. К тому же те компании, которые не просто сохранили, но и приумножили выручку, в этот непростой период смогли поддержать клиентов, предоставив наиболее нуждающимся скидки и гибкие системы оплаты на обслуживание. Так, в компании "Мегаконсалт" появилось много новых клиентов, что позволило остаться на плаву и сохранить в кризисное время заработную плату на должном уровне.
"Всем, кто оказался в тяжёлой ситуации, мы сразу снизили стоимость обслуживания. Часть клиентских компаний (особенно рестораны) очень сильно просели в выручке, и мы пошли им навстречу, но отталкивались от реальных цифр и фактов, не поддавались панике", — разъясняет Александр Смирнов.
За неделю до объявления локдауна в компании провели опрос среди своих сотрудников на тему того, кому чего не хватает для работы в удалённом режиме. Были закуплены недостающие компьютеры, принтеры и прочая техника, доработан софт. Поэтому, по словам самих работников, переход на дистанционку прошёл практически безболезненно.
Максимальная автоматизация
Как показала практика, работа в таком режиме предполагает максимальную автоматизацию всех процессов и перестройку имеющихся систем коммуникации. Но эксперты рынка консалтинговых услуг уверены, что за этим будущее. Ведь внедрение передовых технологий в бухгалтерские процессы позволяет сосредоточиться на качестве консультационных услуг. Устранение ручных и повторяющихся задач открывает компаниям возможность тратить больше времени на анализ данных, предоставление информации и консультаций своим клиентам.
Александр Смирнов видит в этом один из трендов 2021 года: "Бухгалтеры всё чаще будут брать на себя роль консультантов с уникальными наборами навыков, которые основываются на работе с анализом данных. Уверен, что уже в предстоящем году консалтинг будет сочетать в себе функции бухучёта и финансового консультанта. И если часть бухгалтерской работы может быть делегирована машинам, то принятие решений всегда будет находиться в руках профессионалов и экспертов".