Могло быть и хуже: полуапокалипсис для петербургского ретейла

Для разных направлений ретейла этот год обернулся взлётами и падениями, а для кого-то — даже победами.

Первую волну пандемии вкупе с запретом на работу смогли пережить почти все игроки. А уход с рынка некоторых (например, в сегменте продовольственного ретейла) с пандемией и вовсе не был связан.

Пошли за бедными

Аналитики в один голос уверяют, что в кризис непродовольственный ретейл уязвим куда более продовольственного. Рост цен из-за ослабления рубля точно не стимулирует потребителя, более того, большинство покупателей сейчас избрали сберегательную модель потребления — скрупулёзно контролируя бюджет и отказываясь от трат не первой необходимости.
С одной стороны, это играет в плюс развитию многочисленных дискаунт-форматов. С другой — ставит под сомнение перспективы отраслей не первой необходимости. Анна Синявская. партнёр агентства M.A. Research, уверена, что в уходящем году сильнее всего пострадали ювелирный, парфюмерно-косметический, мебельный и fashion-ретейл.
И в самом деле, ковидные ограничения 2020-го наиболее заметную роль сыграли в жизни и судьбе представителей fashion-ретейла — большинству магазинов одежды и обуви из-за расположения в торговых центрах несколько месяцев просто нельзя было работать. И тем не менее, несмотря на пессимистические воззрения экспертов, вакантность в торговых центрах оказалась не слишком высокой — практически все арендаторы fashion-направления сохранили свои точки.
Правда, после 10 лет работы с Нев­ского проспекта съехал H&M, но в компании рассказали, что весной 2021 года в Петербурге будет открыт первый отдельно стоящий концепт-стор H&M Home.
По итогам года потеря значительной части выручки грозит многим компаниям, но некоторые тем не менее решили не отказываться от своих планов в этом году. Так, в Петербурге активно развивается шведский ретейлер IKEA: на Невском проспекте открылась двух­уровневая дизайн-студия, а в следующем году появится ещё одна дизайн-студия в ТРЦ "Жемчужная плаза". Также в России начала работать датская сеть товаров для дома Jysk. Компания пока открыла лишь одну точку в Москве, но в следующем году обещает запустить около 10 магазинов. Аналитики прямо называют Jysk главным конкурентом IKEA в России.

Поверили в Сеть

Другой важный тренд года — потребители наконец в массовом порядке стали доверять интернет–магазинам.
С началом системных ограничений ретейл–компании запустили свои службы доставки или сделали больший уклон на онлайн-торговлю. Так, например, в этом году доставка появилась у всех основных продуктовых ретейлеров — "Пятёрочки", "Ленты", "Дикси", "ВкусВилла" и других. Более того, в этом году X5 Retail Group даже обогнала "Утконоса", который 13 лет был лидером рынка e-grocery. По итогам 9 месяцев оборот X5 вырос на 315% и составил 12,7 млрд рублей, подсчитали в агентстве InfoLine. Кроме X5 в список крупнейших компаний в сегменте онлайн-торговли продуктами питания также вошли "ВкусВилл" (на 6-м месте с оборотом 7 млрд руб­лей) и "Азбука вкуса" (на 10-м месте, оборот — 2,7 млрд рублей). Развитие крупных федеральных продуктовых сетей в Петербурге всегда проходит быстрее и легче, чем местного ретейла, напоминают эксперты. Так, в 2020 году в Северной столице перестали работать "Оптоклуб Ряды", ТД "Интерторг" и значительно сократил своё присутствие на рынке "Лэнд". А вот, например, "Магнит", кажется, наоборот, распробовал петербургский рынок и активно развивал все свои форматы в городе, арендовав более 70 помещений "Интерторга" для открытия магазинов. В компании не раз отмечали, что Петербург — стратегически важный для них город.
Примечательно, что пандемия изменила не только потребительское поведение, но и товарную корзину. Если в феврале и марте самым популярным у горожан товаром была бутилированная вода в пятилитровых канистрах, то с апреля на первые места стали выходить молочная, хлебобулочная продукция, а также фрукты.
У "Яндекс.Лавки" в октябре самыми покупаемыми товарами стали яйца и вода. Во "ВкусВилле" во время карантина чаще всего заказывали бананы, молоко, картофель и грудку цыплёнка. При этом в компании отмечают, что покупатели брали практически то же самое, что и в офлайн-магазинах. Эксперты уверены, что в зимний период спрос на доставку продолжит расти. Аналитики поддерживают эти ожидания: агентство InfoLine повысило прогноз по общему обороту рынка онлайн-доставки продуктов с 80-90 млрд до 135 млрд рублей за год.

Под новым именем

К слову, "Магнит" хорошо себя чувствует не только в сегменте продуктового ретейла, но и в формате дрогери. За 2020 год в Петербурге и Ленобласти компания открыла 45 новых магазинов "Магнит Косметик".
Сделкой года в этом сегменте можно считать покупку компанией "Л’Этуаль" 90%-ной доли в сети магазинов косметики "Подружка". Сумма сделки оценивалась экспертами в 5,5 млрд рублей. Наблюдатели понимают мотивы покупателей: экономсегмент в последние несколько лет только растёт, а ковид-кризис лишь укрепил эту тенденцию. "Конечно, если смотреть в общем, это негативная тенденция. Вместо среднего класса мы получаем широкий спектр экономсегмента", — считает генеральный директор InfoLine Иван Федяков.
Другая дрогери-компания — Watsons — в этом году продолжила сокращать количество магазинов в Северной столице. А вот часть магазинов сети "Иль де ботэ" теперь будут работать под названием Sephora. Ещё до конца года новое имя обретут более 60 магазинов сети.
В 2020 году в Петербурге закрылись все магазины сети "Республика". Сначала компания сделала ставку на работу интернет-магазина, вскоре вообще объявила о своём банкротстве, потом всё же нашла возможность остаться на рынке — теперь будет развиваться по франшизе. А вот другой крупный игрок, объединённая розничная сеть "Читай–город", продолжает открывать в Петербурге новые магазины "Буквоед", но пока отказался от экспансии в Северную столицу другого своего формата — магазинов сувениров и подарков "Гоголь-Моголь".
"Если говорить о рознице, мы уже сейчас видим глубочайшее падение выручки — откат примерно на уровень 2013–2014 годов, то есть по деньгам отрасль отступила назад на 6 лет, — переживает основатель магазина "Подписные издания" Михаил Иванов. — В 2021-м количество книжных в Петербурге сократится минимум на 20%, по сувенирным магазинам уже закрылось около 70%. За книжными магазинами потянутся издательства, они всё больше ориентируются на онлайн, все бонусы уходят туда, и традиционная розница хиреет".
Согласно экспертным прогнозам, объём книжного рынка России по итогам года сократится на 15% по сравнению с прошлым годом, до 84,2 млрд руб­лей.
Материал подготовлен для проекта Итоги — 2020