Атомный лихтеровоз "Севморпуть" вернули в Петербург на повторный ремонт

Автор фото: ТАСС
Приключения некоторых судов запоминаются надолго
После четырёхнедельных скитаний у берегов Анголы "Севморпуть" со скоростью 10 узлов движется по Атлантике к Петербургу. По расчётам специалистов, к пункту назначения он прибудет не раньше февраля. "2 декабря судно со скоростью 10 узлов начало движение в направлении порта Санкт–Петербург. Оно обладает всеми мореходными качествами. Ядерная энергетическая установка атомного контейнеровоза работает в штатном режиме", — сообщили "ДП" в пресс–службе ФГУП "Атомфлот", оператора "Севморпути".
Российский грузовоз должен был доставить новый зимовочный комплекс на антарктическую научную станцию "Восток", однако в середине ноября из–за поломки винта пришлось экстренно прервать миссию. В "Атомфлоте" сказали тогда, что была потеряна одна из лопастей вращающегося механизма. Чтобы избежать разбалансировки винта, водолазы удалили перо с противоположной стороны. Из–за неблагоприятных погодных условий работы растянулись на 3 недели. Продолжать рейс с таким повреждением было невозможно.
Среди экспертов не утихают споры о причинах происшествия с легендарным российским лихтеровозом. Последний ремонт "Севморпути" проводился на Канонерском судоремонтном заводе (КСЗ) в Петербурге. В цехах предприятия атомный гигант пробыл с декабря 2019 года по февраль 2020–го. На КСЗ было выполнено более 20 видов работ, в том числе манипуляции с винто–рулевым комплексом.
По оценке экспертов, ремонт насадки и обтекателя гребного винта — это достаточно серьёзное вмешательство в конструкцию, которое при допущении нарушений могло привести к сбою.
"Стандартная схема любого судна — два винта нерегулируемого шага. У “Севморпути” винт регулируемого шага (ВРШ), то есть каждая лопасть, может поворачиваться. Одно дело — выточенная болванка из единого куска металла, другое — когда такой сложный механизм. Его смотрели, делали. Очень может быть, что причиной поломки стал некачественный ремонт", — говорит источник "ДП" в судостроительной отрасли.
На самом КСЗ от комментариев отказались, но подчеркнули, что поломка произошла не по вине завода.
Впрочем, потерять лопасть судно могло и из–за льдов на севере Атлантики. "Скорее всего, лопасть потеряли из–за ледового повреждения. А может, и в Луанде на что–то нарвался. Думаю, что избежать замены лопастей не удастся. По подсчётам, в Петербург лихтеровоз придёт в январе–феврале. Многое зависит от погоды", — рассуждает другой источник.
Лихтеровоз "Севморпуть" был построен в Керчи и введён в эксплуатацию в 1988 году. Судно столь гигантских размеров давало СССР преимущества в освоении Арктики. Благодаря своим габаритам оно вмещало в разы больше грузов, чем лихтеровозы предыдущих поколений, а это экономило время и деньги. Кроме того, ядерная установка долгое время не требовала перезарядки.
Между тем уникальность судна сыграла роковую роль в его судьбе. Претензии на масштабный грузооборот ударились о реальные объёмы экспорта.
После развала Советского Союза лихтеровоз ещё некоторое время курсировал по международным линиям — во Вьетнам и Северную Корею, а после был зачислен в ряды обыкновенных сухогрузов, осуществляющих регулярные доставки из Мурманска в Дудинку.
В 1998 году из–за отсутствия средств на восстановление энергетического ресурса он был поставлен на стоянку и лишь через 3 года вновь вернулся в море. Но ненадолго. Из–за сокращения заказов выпускать судно в рейс стало невыгодно, и в 2007 году "Севморпуть" вновь причалил. А в 2013–м ему уже было заказано место на кладбище кораблей. Лихтеровоз исключили из морского реестра и готовились "пустить на иголки".
Но тут новый неожиданный поворот — детище советского флота решила реанимировать госкорпорация "Росатом". Второй дебют легендарного лихтеровоза случился в 2016 году. Он перевёз груз из Мурманска на остров Котельный. Спустя 4 года ещё одно успешно выполненное задание — доставка рыбы с Камчатки в Петербург. Череду удач прервала авария по пути на станцию "Восток".
"Севморпуть" был и остаётся единственным в мире атомным лихтеровозом. Другое дело, что из–за возраста судна технологии его постройки уже значительно уступают современным. Тот же гребной механизм ВРШ, который обеспечивает движение лихтеровоза, — не лучшее в XXI веке решение в ледовых условиях, считают эксперты. Из–за сборной конструкции он гораздо больше подвержен повреждениям, нежели цельные винты.
Что касается станции "Восток", то из–за аварии на "Севморпути" российским учёным уже пришлось как минимум на год отложить модернизацию станции. Износ её инфраструктуры достиг 90%. "Станция “Восток” была построена в 1957 году, — напоминает директор ФГБУ “Арктический и антарктический научно–исследовательский институт” Александр Макаров. — Она находится в экстремальных природно–климатических условиях на удалении около 1500 км от побережья Антарктиды и на высоте около 3,5 км над уровнем моря".
По его словам, одной из важнейших задач проекта нового зимовочного комплекса было создание комфортных условий для проживания и работы. "Этот комплекс может стать ядром конденсации научного потенциала в исследованиях ледяных кернов и прямых исследований подледниковых озёр", — добавляет Александр Макаров.