Снимают сливки: девелоперы к концу года преуспели по метрам и выручке

Автор фото: Сергей Коньков

Ноябрь оказался самым продуктивным месяцем 2020 года для девелоперов как по количеству проданных квадратных метров, так и по полученной выручке.

По данным "Единой информационной системы жилищного строительства", в ноябре (без учёта продаж через эскроу–счета) в Петербурге было реализовано 6,7 тыс. квартир (против 4 тыс. в октябре), общая площадь выросла со 177,9 тыс. м2 до 279,9 тыс. м2. А выручка увеличилась с 23,3 млрд до 38 млрд рублей. Традиционно наилучшие результаты продаж показал холдинг Setl Group.
Он по всем показателям почти втрое обогнал "Группу ЛСР". За ноябрь холдинг продал 2780 квартир против 981 у конкурента. Выручка за ноябрь у Setl — 13,7 млрд рублей, у ЛСР — 5,2 млрд. На третьем месте группа "ПИК", которая за месяц продала 14,5 тыс. м2 жилья на 1,8 млрд рублей. Похожие показатели у группы "ЦДС" — 12,2 тыс. м2 на 1,9 млрд рублей. Пятёрку лидеров замыкает "Аквилон" — 11,8 тыс. м2 жилья на 1,6 млрд рублей.
В Ленинградской области за ноябрь 2020 было продано 33,2 тыс. м2 на 3 млрд рублей. Это почти в полтора раза больше, чем месяц назад, когда застройщики реализовали 20,7 тыс. м2 на 1,9 млрд рублей. В тройке лидеров областных застройщиков ноября "Мавис" (6,2 тыс. м2 на 0,5 млрд рублей.), "Инвестторг" (4,3 тыс. м2 на 0,4 млрд рублей) и группа "ЦДС" (3,7 тыс. м2 на 0,4 млрд рублей).
Если сравнивать данные этого года с ноябрём прошлого, то темпы роста окажутся ещё выше. По данным регионального Росреестра, розничные продажи квартир и апартаментов физическим лицам по зарегистрированным ДДУ и уступкам в ноябре 2020 года оказались на 52% выше по числу лотов и на 74% по выручке. Так, в Петербурге в ноябре этого года было зарегистрировано 10,6 тыс. сделок (против 6,7 тыс. год назад).
Общая выручка выросла с 34,3 млрд до 59,6 млрд рублей. При этом средняя стоимость квартиры скакнула с 4,9 млн до 5,7 млн рублей. Квадратный метр подорожал в ноябре во всех классах. "Средняя стоимость 1 м2 в петербургских новостройках класса масс–маркет с начала 2020 года выросла почти на 25%, до 142,9 тыс. рублей. В сегменте “бизнес” цены в ноябре увеличились на 4,9% по сравнению с октябрём и на 20% с начала года, разогнавшись до 219,9 тыс. рублей. В элитном за месяц рост составил 1,8%, с начала года — 8,3%, до 391,5 тыс. рублей", — рассказывает Ольга Трошева, руководитель консалтингового центра "Петербургская недвижимость" (Setl Group).
По итогам ноября в Петербурге было введено в эксплуатацию 630 тыс. м2 жилой недвижимости без ИЖС, что сопоставимо с результатами первого полугодия. Всего за 11 месяцев было сдано около 2 млн "квадратов" из более чем 3 млн запланированных. Лидером по вводу жилья за месяц стал Приморский район: там было построено 10 домов на 5063 квартиры площадью 222 тыс. м2.
Далее следует Колпинский район с пятью домами на 2262 квартиры площадью почти 90,8 тыс. "квадратов". Замыкает тройку лидеров по объёму ввода жилой недвижимости Красногвардейский район, где было введено 77,9 тыс. м2 — один дом на 1779 квартир.
Как считают эксперты, сейчас рынок выходит на равновесные показатели: объём предложения находится на очень низком уровне, так что даже высокие цены не отпугивают покупателей. Тем более что большинство сделок совершается с помощью ипотеки. По данным Россрестра, доля таковых за год выросла с 52 до 68%.

Спрос не упадёт

В декабре эксперты ожидают, что высокий спрос на недвижимость сохранится. "Ни о каком снижении речь пока не идёт, люди продолжают брать ипотечные займы. Кроме того, многие в этом году не поехали в отпуск и накопили определённые суммы, которые хранить в рублях не желают", — полагает Катерина Соболева, вице–президент Becar Asset Managmenet. "Декабрь на рынке недвижимости Петербурга остаётся традиционно одним из самых активных месяцев с точки зрения продаж.
Высокий покупательский спрос обеспечивают ограниченное предложение и доступные ставки по ипотеке", — говорит руководитель службы по работе с государственными органами "СПб Реновации" Дмитрий Михалёв.
"Если добавить к этому рост себестоимости строительства, то предпосылок для снижения цен нет", — соглашается директор по маркетингу и рекламе группы "Аквилон" Надежда Зотова. "Если раньше цены поднимались раз в месяц, то сейчас повышение стоимости может происходить каждую неделю, в зависимости от динамики спроса на конкретный объект", — рассказывает Надежда Калашникова, директор по развитию "Л1".