Корпорация осуществляет масштабные инвестиции в петербургские производственные активы.
В 2020 году тенденцией в судостроении стала активная "накачка" ликвидностью Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) своих производственных "дочек" в Санкт–Петербурге и Ленинградской области. Это происходит через выкуп допэмиссий их акций.
Так, ПАО "Выборгский судостроительный завод" (ВСЗ) разместило по закрытой подписке 785 932 обыкновенные акции номиналом 50 копеек. Выкупить их было предложено только ОСК. Цена размещения составила 4016 рублей за акцию. Таким образом, сумма привлечённых средств со стороны корпорации составила 3,16 млрд рублей.
По аналогичной схеме от мажоритарного акционера "подпиталось" летом ПАО "Пролетарский завод". Сумма вливаний составила 1,86 млрд рублей. После эмиссии доля ОСК в уставном капитале ПАО выросла с 59,3 до 82,4%. В пресс–службе предприятия рассказывали, что часть средств предназначена для его модернизации, а оставшуюся сумму направят на обеспечение операционной деятельности и погашение задолженности.
Впоследствии Пролетарский завод объявил ещё об одной допэмиссии. В ноябре совет директоров ПАО сообщил о размещении по закрытой подписке 1 584 880 акций номинальной стоимостью 1 рубль. Цена за одну составит 1635 рублей. Таким образом, общий объём средств, привлечённых в результате второй допэмиссии, может составить почти 2,6 млрд рублей.
"Точную сумму допэмиссии на сегодняшний день назвать невозможно, поскольку неизвестно, какое количество акций примет участие в эмиссии и на какую сумму состоится продажа. Пролетарский завод проводит допэмиссию для всех акционеров — владельцев обыкновенных акций. ОСК может увеличить долю в уставном капитале, но не до 100%", — отмечают в пресс–службе ПАО "Пролетарский завод". Там уточняют, что основную сумму планируется направить на погашение долга перед Агентством по страхованию вкладов.
К концу января 2021 года планирует завершить эмиссию ещё один петербургский актив ОСК — ПАО "Судостроительный завод “Северная верфь”". Оно размещает по закрытой подписке 527 719 акций. При этом их цена сначала была объявлена 12 357 рублей за штуку. Но в декабре совет директоров верфи опубликовал решение, согласно которому стоимость одной акции составит 26 885 рублей 60 копеек. По подсчётам "ДП", предприятие может привлечь 14,2 млрд рублей.
Таким образом, два завода (Пролетарский и ВСЗ) уже получили от материнской компании суммарно 5,02 млрд рублей. Если ОСК полностью выкупит вторую допэмиссию Пролетарского завода и Северной верфи, сумма её вложений увеличится ещё на 16,8 млрд. Это будут самые масштабные инвестиции корпорации в свои "дочки" Петербурга и области за последние годы. В пресс–службе ОСК не смогли оперативно прокомментировать мотивы корпорации. В пресс–службах Северной верфи и ВСЗ отказались от комментариев.
Стоит отметить, что пока ОСК выкупала не всю допэмиссию, объявленную её "дочками". Так, в июле АО "Адмиралтейские верфи" разместило информацию о возможном увеличении уставного капитала путём размещения дополнительных акций по закрытой подписке. В ноябре верфи сообщили об итогах размещения 2 331 778 акций номинальной стоимостью 1000 рублей каждая по цене 1501 рубль за штуку. Общий объём привлечённых средств в развитие верфи мог составить 3,5 млрд рублей. Однако из опубликованного документа следует, что ни ОСК, ни Росимущество (другой крупный акционер) не стали выкупать допэмиссию.
На гражданские рельсы
Триггером для перезапуска судостроительных производств стал тренд на уход от гособоронзаказов на гражданское судостроение, полагает исполнительный директор Ленинградской областной торгово–промышленной палаты Игорь Муравьёв. Ключевым моментом было перераспределение федеральными властями квот на вылов биоресурсов рыбакам через выделение так называемых инвестквот в обмен на обязательство строить суда для вылова рыбы на российских верфях. Дело пришлось фактически начинать с нуля, в весьма сжатые сроки. "В производство на разные верфи пошли суда разного типа, базисно разработанные за рубежом, которые ещё нужно было адаптировать к нашим материалам и требованиям. Для ОСК это стало непростой задачей, и, что уже не скрывается, пошли серьёзные отставания по срокам", — говорит Муравьёв.
Что касается ВСЗ, его основная проблема — в огромном долге, который повис на нём от прежнего владельца, полагает Игорь Муравьёв. "На ВСЗ сложилась ситуация, когда значительную часть выручки от строительства судов они направляли на обслуживание долга, а тело его не уменьшалось. Ситуация патовая. Завод неоднократно поднимал вопрос перед ОСК, прося помощи в “расшивке”. У них и задержки по серии “рыбаков” пошли на срок больше года, — отмечает эксперт. — Этот вопрос обсуждался на самом высоком уровне в Москве, и отрадно, что ОСК начала изыскивать такие возможности".
По данным СПАРК, прошлый год ВСЗ завершил с чистым убытком 1,76 млрд рублей (в 2018–м он составлял 545,6 млн). Выручка по итогам 2019–го составила 5,05 млрд рублей против 7,95 млрд годом ранее. Верфь сообщала о намерении реализовать программу модернизации, чтобы расширить портфель гражданских заказов.
Долговая обуза
По оценке начальника аналитического отдела ИК "ЛМС" Дмитрия Кумановского, производственные активы ОСК в последние годы сталкивались с проблемой закредитованности, которая мешает привлекать заёмные средства на развитие бизнеса, а также с общим сокращением заказов от Минобороны. Вследствие этого верфи вступают в кооперацию по изготовлению гражданского флота на коммерчески не очень привлекательных условиях, часто приводящих к убыткам из–за изменения курса валюты и стоимости оборудования. Отказаться же от импорта нет возможности, так как многого в России пока не производят. "Той же Северной верфи, которой нужен док для выполнения гособоронзаказа на новейшие эсминцы, потребовалась помощь ОСК и государства, чтобы за счёт допэмиссии акций получить необходимые средства на обновление, так как кредитная нагрузка была слишком высокой", — говорит Кумановский.
Он полагает, что в целом выкуп эмиссий своих дочерних верфей — по сути, единственный способ прямых инвестиций государства в обновление отечественных верфей, так как при высокой кредитной нагрузке предприятия сами не справятся. "После модернизации верфи ОСК смогут конкурировать за гражданские заказы более уверенно, так как себестоимость и сроки строительства судна не будут уступать иностранным конкурентам. Это важно, так как правительство принуждает рыбодобытчиков заказывать суда в России. Но без свободных современных верфей заказы будут утекать за границу, так как в российском судостроении просто никто не сможет взять на себя ответственность за заказ", — резюмирует Дмитрий Кумановский.
Среднегодовой объём рынка гражданского судостроения России в 2016–2019 годах вырос в 2,1 раза — с 30,2 млрд до 65,7 млрд рублей (оценка по стоимости сданных судов), говорится в отчёте ОСК за 2019 год. В документе отмечается, что доля корпорации по стоимости выполненных гражданских заказов в этот период выросла с 65 до 81–85%. При этом число сданных гражданских судов в стране росло в 2016–2018 годах (с 47 единиц до 76 единиц в год), но снизилось в 2019–м до 59.
По количеству гражданских заказов доля ОСК неустойчива: она снизилась с 32 до 20% в период 2016–2018 годов, но выросла с 20 до 34% в 2018–2019 годах, говорится в отчёте.
Конкурентами на рынке гражданского судостроения в России корпорация называет в том числе ОАО "Пелла",ЗАО "УК “Вега”" и АО "Холдинговая компания “Ак Барс”".