07:4709 декабря 202007:47
3218просмотров
07:4709 декабря 2020
Смольному повторно предлагают транспортную информационную систему, которую он частично уже оплатил и от которой успел отказаться.
Как уже писал "ДП", на прошлой неделе в ЗакСе депутаты во главе со спикером Вячеславом Макаровым, пригласив чиновников и журналистов, провели презентацию новой системы управления городским общественным транспортом, которую надо, по их мнению, внедрить в Петербурге (см. № 178–179 от 04.12.2020).
Парламентарии, разработчики системы из ООО "Аником" и эксперты — сотрудники Военно–космической академии им. А.Ф. Можайского, выходцем из которой является сам Макаров, систему хвалили.
"Вы мне ни сватья, ни братья, люди, которых я уважаю как специалистов. Мы вам будем помогать, чтобы это было реализовано в интересах нашего города", — заявил спикер, отметив, что с этой системой хочет идти на выборы, и не только он.
Присутствовавшим чиновникам — вице–губернатору Максиму Соколову, главе комитета по транспорту Кириллу Полякову и главе комитета по информатизации и связи Станиславу Казарину — слово не дали, да они и не очень хотели выступать. Поскольку понимали, в отличие от депутатов, что речь идёт не о какой–то новой системе, а о старой, которую Смольный уже частично купил, а потом пошёл судиться с разработчиком. Кирилл Поляков и вовсе заявил "ДП", что чувствовал себя на пресс–конференции коммерческой компании, но в стенах Мариинского дворца.
Разработку Комплексной информационной системы управления городским и пригородным пассажирским транспортом (КИСУ ГППТ) Смольный заказал в июне 2018 года, при прежнем руководстве Комтранса. Контракт на 756 млн рублей был подписан с ООО "НТЦ “Измеритель”" (входит в ООО "Штрих Групп", как и "Аником"). Первые три этапа системы за 334 млн рублей нужно было сдать сразу в 2018 году. Работа выполнена и передана в собственность Петербурга. К ноябрю 2019 года должен был быть закрыт 4–й этап контракта, но эти работы Смольный уже не принял, поскольку в конце года город расторг в одностороннем порядке договор с "Измерителем".
Сейчас, как писал "ДП", Комтранс хочет перейти от КИСУ к сервисной модели управления транспортом (КСУ). О том, что чиновники зря потратили более 300 млн рублей и не знают, что делать с наполовину оплаченной системой, в Смольном прямо не говорят, но и куда её пристроить, тоже не знают (см. "ДП" № 168–169 от 20.11.2020).
И вот КИСУ пытается вернуться, теперь — через ЗакС.
Не какая–то КИСУ
"Это не какая–то КИСУ, это наша КИСУ, — объяснила корреспонденту “ДП” презентацию в ЗакСе заместитель генерального директора по автоматизации транспорта ГК “Штрих–М” Валентина Усачёва. — У КИСУ столько преимуществ, она столько может дать городу! Это бесценный для людей продукт, он им необходим! Именно поэтому мы презентовали его в ЗакСе. ЗакС делает всё, чтобы улучшить жизнь горожан, чтобы повысить качество жизни людей. И мы рады, что в ЗакСе нас услышали и согласились, что КИСУ нужно внедрять, потому что КИСУ принесёт огромную пользу людям города".
Депутаты услышали, а транспортные чиновники нет.
"Данное мероприятие в ЗакСе — лишь одна из попыток “Штрих–М” административно воздействовать на профильные ведомства исполнительной власти. Аргументированный скептицизм насчёт перспектив КИСУ ни в комитете по информатизации и связи, ни в комитете по транспорту не исчез", — говорит источник "ДП" в Смольном.
Чей продукт?
Так как город расторг контракт, разработчики системы сохраняют на неё права, считают они. "Поэтому “Измеритель” мог продолжить работы по сохранению уже созданной КИСУ, по разворачиванию нового полигона. Юридических сложностей тут нет", — говорит Валентина Усачёва. Согласно сайту госзакупок, из 756 млн рублей стоимости контракта "Измерителю" заплатили 334,5 млн рублей. Ещё 343 млн рублей подрядчик взыскивает в суде, так как считает, что заказчик не оплатил выполненные им работы.
В какой–то момент, по словам Усачёвой, команда усилилась разработчиками из АО "АИСА ИТ–Сервис", также аффилированного со "Штрих Групп". АИСА делала проект Единой карты петербуржца, его считают успешным, поэтому компанию и привлекли к работе над КИСУ. "Мы считаем, что все недопонимания с городом возникли исключительно из–за желания обеих сторон сделать лучший для города продукт. Именно из–за этих недопониманий мы сейчас в судах. Но эти недопонимания возможно разрешить при желании обеих сторон. Юридические возможности для этого есть", — объясняет Усачёва.
"ООО “НТЦ “Измеритель” должно было передать исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, созданные в целях исполнения контракта. Оплата была проведена только за выполненные работы", — туманно ответили в комитете по информатизации и связи (КИС) на вопрос "ДП", передал ли разработчик права на оплаченную часть системы городу.
Можно обнулить
"АИСА, входящая в концерн “Аником”, также участвовала в сохранении готового продукта, например воссоздавала тестовый полигон, выполняла ещё ряд технических работ и предложила расширить рамки проекта КИСУ путём включения инновационного функционала, не предусмотренного рамками контракта", — прокомментировали в компании "Аником".
Сколько стоит усовершенствованная КИСУ, в компании не сообщили, отметив, что "всё зависит от конкретной конфигурации системы, от охвата внедрения системы в городе".
Участники рынка полагают, что "результат этой работы планируется продать первоначальному заказчику, а не просто использовать в коммерческой деятельности".
"Возможно, “Измеритель” видит ограниченную перспективность разрешения вопроса в рамках старого договора и хочет пролоббировать другой формат закрепления взаимоотношений. Постановление правительства Санкт–Петербурга о создании КИСУ никуда не делось, оно действует. Какая–то часть КИСУ уже есть, и неплохо было бы, чтобы город приобрёл и заключительную часть", — говорит собеседник "ДП", близкий к транспортному блоку Смольного.
Ещё одно предположение — разработчик хочет обнулить предыдущие требования к КИСУ и показать хорошее решение, которое у него уже есть, а затем продать городу. Отрицать необходимость в цифровой начинке для общественного транспорта в Смольном точно не будут, однако и Комтранс, и КИС ратуют за сервисную модель КСУ, а не КИСУ.
"На текущий момент использование сервисной модели в части автоматизации транспортной области является приоритетным", — сообщили "ДП" в КИС.
По мнению главы Комтранса, сервисная модель, которую разработчик делает за свой счёт, а потом просто сдаёт в аренду городу, — гибкая система, позволяющая отказаться от подрядчика, если он плохо выполняет свою работу, и выбрать другого. "Предыдущий опыт показывает, что покупка системы — не самый лучший вариант. Поставили на одну лошадь, деньги потратили, и в итоге сейчас мы у разбитого корыта", — заявил "ДП" Поляков.