Марианна Матюшкина Все статьи автора
2 декабря 2020, 08:29 716

Где же кружка: как пандемия изменила пивные вкусы россиян

Фото: ТАСС

Пивной рынок не избежал влияния пандемии, ожидаемо вырос спрос на самые дешёвые сорта. Впрочем, в Петербурге этот тренд не так заметен: здесь охотнее пьют премиум.

Крупные игроки пивного рынка давно выяснили, что петербургские потребители отличаются от других. Новые рецепты, вкусы, тенденции здесь могут и не выстрелить. Местные любители пива не пытаются подстроиться под заданные тренды, а остаются преданными своим давним привычкам либо в крайнем случае формируют новые. Несмотря на все ужасы 2020 года, петербуржцы этому принципу не изменили.

По–тихому разошлись: крупные пивные компании теряют свои позиции на рынке

По–тихому разошлись: крупные пивные компании теряют свои позиции на рынке

9187
Марианна Матюшкина

Коронный выбор

На фоне общего снижения доходов из–за пандемии коронавируса драйверами рынка пива стала продукция низкого и среднего ценового сегмента. Впрочем, как отметили в пресс–службе компании Heineken, петербургские потребители больше, чем в среднем по России, ориентированы на премиальный сегмент пива. На эту категорию приходится 32% местного рынка. Петербуржцы чаще, чем жители других регионов, покупают специалитеты, например эли и пшеничное пиво.

Примечательно, что ключевые премиальные бренды Heineken производит как раз на пивоварне в Петербурге.

На аналогичные тенденции обратили внимание и на "Балтике" (входит в Calrsberg Group). По данным пресс–службы пивоваренной компании, доля их потребителей со средним доходом выросла. В компании этот факт объясняют появлением в ассортименте продукции, относящейся к среднеценовому и премиальному сегментам.

Несмотря на все тяготы пандемии, увеличилась доля покупающих премиальное пиво в заведениях общественного питания — сегменте HoReCa. По данным Heineken, в СЗФО она составляет 14% против 8% по стране. Рост этого показателя означает, что потребители не готовы отказаться от посещения баров и ресторанов. Даже несмотря на пандемию.

В закрытые двери

Карантин под градусом: торговые сети стали заменой барам и ресторанам

Карантин под градусом: торговые сети стали заменой барам и ресторанам

7229
Александр Лобановский

Продажа пива в HoReCa для многих производителей является основным источником дохода. В связи с пандемией этот канал сбыта был сильно ограничен. В Петербурге с 28 марта по 12 июля деятельность ресторанов, кафе и баров была прекращена. Залы общепита открылись только 27 июля.

Неудивительно, что в таких условиях продажи в сегменте HoReCa за март–июнь 2020 года побили антирекорды предыдущих лет. Однако с постепенным снятием ограничений петербуржцы стали возвращаться в бары и рестораны.

По данным исследовательской компании Nielsen, пик продаж пива пришёлся на август. Прирост средних продаж на одну точку составил 0,2% в месяц. Сопроводительным фактором стало повышение цены за литр пива — на 2,6% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

В пресс–службе "Балтики" рассказали, что в III квартале 2020 года в связи с постепенной отменой ограничений объём продаж в Петербурге в сегменте HoReCa вырос почти в 4 раза по сравнению со II кварталом. При этом объём продаж "Балтики" в этом канале сбыта в Петербурге в январе и феврале 2020 года тоже показал небольшой рост. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года — на уровне 1%.

Директор по корпоративным вопросам Heineken Кирилл Болматов отметил, что в целом продажи через HoReCa в этом году в России сократились, но в Петербурге падение было меньшим по сравнению с другими регионами.

"Если по всей стране вклад этого канала продаж сократился на 8% (с 26 до 18%), то в Петербурге — лишь на 4 п. п. (с 29 до 25%)", — сказал он.

Впрочем, сопредседатель Союза потребителей Анатолий Голов считает, что, если петербуржцы, несмотря на пандемию, не отказываются от походов в бары и рестораны, это свидетельствует о том, что доходы этой группы потребителей изменились незначительно, поэтому они не стали менять модель своего поведения.

Без градуса, но со вкусом

Крупные игроки рынка отмечают, что в этом году продолжилось смещение спроса в сторону безалкогольного пива и напитков с фруктовыми вкусами — Seth & Riley's Garage Hard Californian Pear, Somersby Blackberry и "Балтика Малина". Следуя этой тенденции, "Балтика" запустила новые сорта с ягодными и фруктовыми вкусами.

В пресс–службе "Балтики" считают, что в результате расширения линейки, в которой появились пивные и безалкогольные напитки с фруктовыми и ягодными вкусами, среди петербуржцев — потребителей продукции компании выросла доля женщин. Кирилл Болматов подтвердил, что в этом году укрепился тренд на безалкогольное пиво и продукты со вкусовыми добавками.

На светлой стороне

По данным Nielsen, ключевые сегменты пивного рынка сохраняют лидирующие позиции, однако постепенно их теснят нишевые продукты.

По состоянию на август 2020–го доля продаж светлого пива сохранилась на уровне прошлого года и составила 95,5%. В то же время продажи полутёмного пива выросли за год на 73,7%, а доля тёмного пива, наоборот, сократилась на 6,1%.

Исследователи Nielsen заметили изменение тенденций в выборе типа пива. Так, доля продаж нефильтрованного пива в августе 2020–го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 16,8%, а фильтрованного — на 5,1%. При этом перевес в сторону фильтрованного пива остаётся значительным — его доля на рынке составляет 91%.

Пандемия повлияла на сектор упаковки. В связи с ограничительными мерами произошёл серьёзный спад на разливное пиво. По данным Nielsen, падение составило 30,1%. При этом снижение спроса на один сегмент стимулировало рост на другие. Доля баночного пива выросла на 15,5%, ПЭТ — на 13,9%, а в бутылках прирост составил 3,3%.

Не до крафта

Долго восстанавливаться после пандемии, по оценкам экспертов рынка, придётся крафтовым пивоварням.

В связи с закрытием отдельных каналов распространения они понесли серьёзные незапланированные убытки. Кроме того, смещение спроса в рознице на менее дорогие варианты только усугубило ситуацию на рынке.

По словам владельцев крафтовых пивоварен, из–за закрытия канала HoReCa производителям пришлось отказаться от поставок пива в кегах и разливать напиток в бутылки, что привело к дополнительным расходам. Причём такие затраты не всегда окупаются.

"Общие тенденции потребительского поведения давно известны: при снижении доходов потребитель переходит на товары более низкого ценового сегмента, — отметил Анатолий Голов. — Кто потреблял премиум — переходит на средний ценовой сегмент, а оттуда — на низкий".

По его мнению, ничего удивительного в нынешней ситуации нет. "Аномалии отражают особенности распределения доходов и разницу в динамике их падения у разных групп", — уверен эксперт.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама