Распродажный тест: итоги "чёрной пятницы" можно сравнить с результатами выборов

Автор фото: ТАСС
Покупая товары на распродаже, люди в известном смысле голосовали рублём за экономический подъём (или против него). Такое сравнение кажется смешным — где рост ВВП, а где продажи "всё по 99 рублей"? Но биографы Джона Мейнарда Кейнса любят рассказывать такой анекдот: мол, во время Великой депрессии посетительницы лондонского универмага узнали знаменитого экономиста и спросили его: что делать, если их мужья потеряли работу? Хотите, чтобы мужья нашли работу, купите себе новые платья, отшутился Кейнс.
Именно так — лучше покупайте, говорит Мари–Элен Дюпрэ, старший советник главного экономиста Societe Generale, в статье "Парадокс бережливости". В рецессию люди, как правило, сокращают расходы и начинают сберегать больше, чем обычно. Как посчитали в Росстате, прирост сбережений россиян за январь–сентябрь 2020 года составил 6% против 1,3% за тот же период 2019 года. Но в целом денег–то у людей больше не стало — во II квартале 2020–го доходы обвалились на 8%, в III квартале спад замедлился до 4,8%, а по итогам года составит 4–5%. Это означает, вычислили эксперты Центра конъюнктурных исследований ВШЭ, что в реальном выражении люди будут получать на 10% меньше, чем в 2013 году.
Но коварство "парадокса бережливости" в этом и заключается! Стратегия экономии может быть выигрышна для отдельного домохозяйства, но, если все сразу решат потреблять осознанно, это обернётся для экономики проблемами. Чем меньше мы покупаем, тем ниже совокупный спрос. Ниже спрос — меньше выпуск продукции. Меньше выпуск — ниже занятость. Ниже занятость — меньше доход. Меньше доход — ниже расходы… И экономика попадает в замкнутый круг.
Особенно болезненной ситуация может стать, если люди перестают верить в восстановление экономики и свои перспективы. В ноябрьском аналитическом отчёте "Измерение инфляционных ожиданий и потребительских настроений на основе опросов населения", подготовленном по заказу ЦБ РФ, сделан вывод, что уверенность россиян в перспективах экономики и личного благосостояния снизилась до минимума более чем за десятилетний период. Пессимизм граждан в отношении собственных доходов взлетел до максимума за 4 года, зато до минимума упал индекс "оценки перспектив развития страны в ближайший год".
В общем, так себе время для покупок ширпотреба. Тем более что немалая часть людей, имевших деньги, решили взять на себя расходы по "льготной ипотеке", прежде чем председатель ЦБ РФ разъяснила, что рост цен на жильё уже "нивелировал" снижение ипотечного процента и квартиры доступнее не стали.
Ретейлеры ждали клиента "до последнего". Особенно оптимистично были настроены онлайн–продавцы. Национальная ассоциация дистанционной торговли прогнозировала объём "чёрнопятничных" распродаж в 30 млрд рублей, а число постоянных клиентов онлайн–магазинов оценивала в 30 млн человек. Возможно, что и так, осторожно возражали аналитики из Cyber Monday Global. Но статистика показывала, что пик интереса к онлайн–распродажам в РФ пришёлся на 2018 год, а в 2019–м люди покупали меньше. С другой стороны, просидев весну взаперти и привыкнув к онлайн–покупкам всего на свете, граждане могут потратить даже больше, чем ожидалось, запасаясь всем, чем возможно, к Новому году, и превращая остаток денег в товары по дешёвке.
Впрочем, для городской экономики в первую очередь нужны всё–таки живые, а не электронные продажи. Множество бизнесов в агломерации — это производная от множества контактов между людьми, а торговые центры — это лучшие генераторы человеческого потока, реакторы, переплавляющие расходы в прибыли, а затраты — в заработки. Но карантинные ограничения, подкосившие потребительскую экономику весной, хоть и смягчены, но не отменены, а страх перед завтрашним днём — слишком сильный ограничитель расходов.
Впрочем, благодаря падению доходов людей в России начали расти продажи хлеба. Последние 5 лет спрос на него падал, люди до последнего боролись за стандарты потребления, к которым успели привыкнуть.
Но сейчас ситуация изменилась, и, по данным BusinesStat, хлеб начал возвращать себе позиции в продуктовой корзине, вытесняя из неё остальные продукты, — верный признак углубления экономического кризиса.
А перелом этой тенденции будет отчасти зависеть и от финансовых итогов "чёрной пятницы".