Сражаться до конца: "Питеравто" пытается штурмом взять рынок Новокузнецка

Автор фото: piteravto.ru

Протестами и бойкотом встретили приход "Питеравто" в Новокузнецк местные перевозчики.

Группа жителей города после встречи с чиновниками отказалась выходить из здания мэрии и осталась в ней ночевать. Так граждане выразили недовольство транспортной реформой, в рамках которой большинство маршрутов досталось "Питеравто". Из–за бойкота местных водителей компания отправляет туда сотрудников из Петербурга и других регионов.
Как писал "ДП" (см. № 99–100 от 29.07.2020), со второй попытки "Питеравто" удалось выйти на рынок пассажирских перевозок Новокузнецка, выиграв большую часть аукционов по транспортному обслуживанию на ближайшие 10 лет. Ещё до старта реформы, назначенной на 18 ноября, "Питеравто" в своих соцсетях сообщало, что "приём новых сотрудников в новокузнецкий филиал компании наталкивается на активное противодействие и в ход идут самые грязные уловки". Но за 2 дня до её начала было объявлено, что проблема решена.
"Главным образом перевозчик оказался не готов к запуску, водителей было недостаточно и не было чёткого понимания, что есть маршруты, где нельзя менять расписание, потому что не хватает двух–трёх автобусов из десяти", — прокомментировал "ДП" руководитель проектного офиса по развитию общественного транспорта Новокузнецка Денис Новохацкий. По его словам, только около 30% водителей сегодня у "Питеравто" местные. Большая часть — вахтовики из Петербурга, Москвы, Волгограда, Сочи и Карелии, где у перевозчика есть подразделения.
В водительских сообществах публиковались СМС с условиями командировок в Новокузнецк: ставка — 400 рублей в час, что сопоставимо с московскими расценками, оплата перелёта, проживания и 700 рублей суточные. По официальной информации, сейчас водителей набирают на ставку 271 руб. / ч, плюс до 1 февраля будет начисляться премия 25%.
"Как только в начале этой недели ситуация нормализовалась, на работу в “Питеравто” начали устраиваться местные водители. По несколько десятков в день. Сейчас у нас есть возможность оперативно закрывать кадровый дефицит", — прокомментировал "ДП" перевозчик.
В рамках транспортной реформы была изменена маршрутная сеть, что вместе с незнанием города приезжими водителями усиливало транспортную анархию.

Местная коалиция

Нелюбовь у "Питеравто" и местных перевозчиков длится с 2014 года, когда петербургская компания впервые пыталась зайти на рынок. Тогда местные нашли поддержку у губернатора Кузбасса Амана Тулеева, теперь власти не собираются пересматривать итоги конкурсов, в результате которых доля "Питеравто" в городе — 70%.
"Местные водители не пошли в “Питеравто”, прочитав о репутации фирмы. Собственник компании не смог наладить регламент внутреннего распорядка и после срыва", — прокомментировала "ДП" владелица местной транспортной компании ООО "Автолайн" Евгения Корюкова.
В "Питеравто" считают, что как таковой коалиции перевозчиков в Новокузнецке не создавалось: несколько человек — "хозяева" маршруток — обманывали своих же водителей. Именно последние изображали разгневанных горожан в мэрии, уверяют в компании.
"Ещё летом местная компания “Лига перевозчиков” откровенно заявила, что нового порядка не допустит и будет “сражаться до конца”. Основное оружие этой войны — фейки, обман и откровенное запугивание жителей. Частные перевозчики, чьи контракты с горадминистрацией истекали, даже не сделали попытки поучаствовать в тендерах", — говорят в "Питеравто".
По мнению аналитика общественного движения "Транспорт и горожане" Владислава Булгакова, перевозчик не понял местную специфику и не учёл интересы водителей не только маршруток, но и муниципального транспорта. Так, компания решила выпускать технику только из одного автопарка, что не устраивало сотрудников других. "Очевидно, что “Питеравто” хотело сэкономить на аренде площадок, но в результате они получили ситуацию “скупой платит дважды”: им пришлось в экстренном порядке организовывать выпуск на часть маршрутов из другого автопарка. С другой стороны, и “Питеравто”, и власти недооценили влияние частных перевозчиков на водителей ушедших маршруток. Которые решили выжидать до конца, рассчитывая получить шанс вновь заработать на пазиках (неприменимы по условиям реформы. — Ред.)", — говорит Булгаков.
За 10 контрактов "Питеравто" должно было получить от местных чиновников более 18 млрд рублей. Однако из–за штрафных санкций за некачественную работу на старте реформы эту сумму ждут корректировки. По словам Дениса Новохацкого, штрафные санкции прописаны в контрактах. Плюс до 30 ноября проезд на маршрутах "Питеравто" будет для всех бесплатным.

Недовыпуск

Пока "Питеравто" разбирается с ситуацией в Новокузнецке, в Петербурге, по данным "ДП", из–за нехватки водителей, которых пришлось отправить в Кузбасс, снижается интенсивность движения на ряде маршрутов, в том числе социальных. В СПб ГКУ "Организатор перевозок" за последние 10 дней ежедневно фиксируют недовыпуск на социальные маршруты от 7 до 16 автобусов ООО "Питеравто" (при общем выпуске 283 автобуса) и от 8 до 13 автобусов его "дочки" ООО "Вест–Сервис" (при общем выпуске 111 автобусов), сообщили "ДП" в учреждении.
"В “Питеравто” работает 8000 водителей. То есть у нас есть ресурсы для того, чтобы закрыть наряды в Новокузнецке, не срывая перевозки в других регионах. Пока что основная наша задача — обеспечить необходимый объём работы во всех регионах и отстроить технологию в Новокузнецке. Это единственный приоритет", — прокомментировали в компании.