Разговор начистоту: пандемия повысила востребованность психологов

Автор фото: Vostock-photo

Пандемия и кризис сказались даже на психике. Востребованность психологов зашкаливает.

В "Авито" специально для "ДП" проанализировали динамику спроса на услуги психологов с марта этого года по настоящее время. Если сравнивать спрос с мартом 2019–го (уровень спроса в этот период берётся за 100%), то в марте 2020–го он вырос на 60%, в апреле — на 66%, а в мае — на 140%.
В июне, вместе с ослаблением режима ограничений, рост снизился до 110%, а затем снова продолжил набирать темп, который не убавляется по сегодняшний день.
В "Авито" отмечают: работа с психологом дестигматизируется и становится распространённой практикой: "Всё больше людей, в том числе известных, прорабатывают свои вопросы с профессионалом, рассказывая об этом в блогах и на страницах СМИ".
Также этот период повлиял и на саму форму проведения встреч — появилось сравнительно больше запросов на онлайн–терапию, а не на очную.
В пресс–службе Profi.ru отметили, что количество заявок на онлайн–консультации в Петербурге выросло с конца марта в 6 раз по сравнению с аналогичным периодом 2019–го. Интересно, что аналитики Profi.ru не зафиксировали снижения спроса в летний период. "Скорее наоборот, с начала 2020 года он показывает устойчивый рост", — добавляют в пресс–службе компании.
Согласно данным "Авито", в сентябре спрос увеличился на 86% по сравнению с прошлым годом. При этом в сентябре 2020–го в сравнении с августом он вырос только на 11%, в то время как в августе–сентябре 2019–го — почти на 41%. "В этом году спрос на психологов в целом был выше прошлогоднего, поэтому осенняя динамика оказалась не такой сильной, — предполагают аналитики “Авито”. — И это несмотря на то, что осень традиционно считается периодом, когда большему количеству людей нужна психологическая поддержка".

В частности

CEO сервиса подбора психологов Alter Ольга Китаина говорит, что в марте количество новых клиентов на платформе даже снизилось — на 8% по сравнению с февралём. Она предполагает, что первое время на фоне падения курса рубля многие просто не решались тратить деньги на психотерапию.
Спрос на услуги частных психологов хоть и стремительно рос, однако для многих падение доходов в начале пандемии сыграло решающую роль.
Генеральный директор альянса помогающих практик "ПроБоно" Владислав Андрюшин отмечает, что многие пациенты, которые уже работали с психологами, вынуждены были сократить объём консультаций или вовсе их прекратить из–за изменений в личном бюджете. Кто–то же просто не захотел переходить на удалённый формат консультаций.
Ольга Китаина рассказывает, что общее количество сессий у Alter выросло на 9%: те, кто к тому моменту уже работал с психологом, продолжали терапию. "Кроме того, новые клиенты приходили не на одну, а сразу на несколько сессий, так как видели пользу профессиональной поддержки в текущих обстоятельствах", — рассказывает она.
В апреле у сервиса рост клиентов по отношению к марту составил 12%, как предполагает Китаина, длительная самоизоляция тогда начала сказываться на психологическом состоянии людей. Cамый большой скачок по числу новых клиентов у компании наблюдался с апреля по май — 47%. Общее количество сессий за тот же период возросло на 34%.

Ну–ка все вместе

В сфере психологической поддержки в этом году возникло даже b2b–направление. Как рассказала "ДП" Ольга Китаина, у Alter в этом году появились корпоративные клиенты.
"Западные эксперты уже давно говорят, что психологическое состояние сотрудников ощутимо влияет на эффективность бизнеса — если люди чувствуют себя плохо, это выливается во вполне конкретные финансовые потери как для отдельных организаций, так и для экономики в целом", — подчёркивает она.
В условиях пандемии и перехода на удалённую работу, по словам экспертов, многие гораздо сильнее страдали от выгорания и тревожности. Корпоративная психотерапия, по словам Ольги Китаиной, не самая очевидная инвестиция во время экономического кризиса, однако клиенты Alter чувствовали от сотрудников запрос на поддержку и отвечали на него — это сказывается в том числе и на устойчивости и результатах бизнеса.

Стресс, ещё раз стресс

Как говорят специалисты, пандемия коронавируса всё это время на самом деле не так волновала людей — экономический кризис беспокоил гораздо сильнее. Координатор телефона экстренной психологической помощи Дина Валеева отмечает, что сейчас многие опасаются за будущее и финансовое положение в целом и задаются вопросом, чем кормить семью. Кроме того, тревогу вызывает возможность перехода детей на удалённое обучение — весной в экстренную психологическую помощь часто обращались родители.
"Люди пытаются адаптироваться к новой реальности, в которой очень много неизвестности и непредсказуемости", — рассказывает Валеева.
Владислав Андрюшин подчёркивает, что текущая ситуация действительно заметно отразилась на психологическом состоянии людей: изменения коснулись практически всего населения, в диапазоне от стресса до психологической травмы.
Он говорит, что его коллеги на данный момент отмечают ухудшение психологического состояния, стресс и эмоциональное истощение, затронувшие практически всё население, не исключая самих специалистов.