Автолизинг пошёл против кризиса

Автор фото: ТАСС

Каждый девятый легковой автомобиль в сентябре этого года был куплен в лизинг. Популярность этого формата выросла на 20% после запуска очередной госпрограммы поддержки. В Петербурге взрывного роста пока не видно, но участники рынка надеются завершить год в плюсе даже на фоне падения авторынка.

Число лизинговых сделок по покупке автотранспорта в России выросло в сентябре 2020 года на 20% к прошлому году, сообщил "Автостат". За первый месяц осени в лизинг было продано 23,7 тыс. машин, месяцем ранее — 22,1 тыс.
Из этого числа на легковые и лёгкие коммерческие автомобили в сентябре пришлось 17,1 тыс. лизинговых сделок. Общие продажи машин соответствующих классов в этом месяце, по данным Ассоциации европейского бизнеса в России (АЕБ), составили 154 409 единиц. Таким образом, в сентябре в лизинг покупалась каждая девятая машина. Год назад это была каждая восьмая.
Число сделок выросло после того, как в сентябре заработала программа господдержки "Доступная аренда". Государство субсидирует скидку на авансовый платёж по договору операционного лизинга в размере до 25% стоимости машины. На программу выделено 2,5 млрд рублей. Ожидается, что это поможет дополнительно продать около 14 тыс. новых автомобилей российского производства. Это происходит на фоне общего падения продаж новых автомобилей в России. АЕБ прогнозирует, что рынок упадёт на 13,5% по итогам года.
В компании "Газпромбанк Автолизинг" прогнозируют, что в Петербурге по итогам 2020 года финансирование договоров лизинга составит 27 млрд рублей, что на 23% превысит показатель 2019 года. "На фоне волатильности рубля, роста отпускных цен на автомобили, корпоративные клиенты ищут любые возможности удешевить владение транспортом", — говорит генеральный директор компании Лилия Маркова. Она также указывает на эффект госпрограмм (кроме "Доступной аренды" действует ещё ряд программ поддержки лизинга).
Однако на данный момент участники рынка не видят резкого роста числа лизинговых сделок в Петербурге. С начала года ряд компаний, напротив, фиксируют его снижение. Так, в "ВТБ Лизинге" сообщили, что за 10 месяцев передали клиентам в Петербурге на 14% меньше машин, чем годом ранее. "По нашим наблюдениям, отставание в продажах должно быть значительно меньше, если бы не было дефицита автомобилей на стоках. Многие наши клиенты не смогли реализовать запланированные сделки в связи с отсутствием машин в наличии", — отмечает директор по продажам продуктов автолизинга ГК "ВТБ Лизинг" Артём Киселёв.
В "Балтийском лизинге" за девять месяцев объёмы лизинга снизились по Петербургу на 2,5%. Компания также связывает это с дефицитом автомобилей. "В третьем квартале ситуация значительно улучшилась, я уверен, что по итогам четвертого квартала мы выйдем в плюс относительно 2019 года", — заявляет начальник отдела лизинга автотранспорта ООО "Балтийский лизинг" Дмитрий Павлюк. Улучшить показатели к концу года рассчитывает и "ВТБ Лизинг".
"Увеличение числа лизинговых сделок могло бы быть, но, в связи с низкой доступностью автомобилей, мы не можем удовлетворить весь спрос. Мы идём примерно в рамках прошлого года с небольшим приростом", — говорит директор управления по работе с корпоративными и ключевыми клиентами автодилера "Аларм-Моторс" Евгений Кабанов.
По его мнению, программа "Доступная аренда" работает скорее пока в тестовом режиме. "Мы видим интерес к данному продукту, — говорит Евгений Кабанов. — От наших крупных клиентов были рассмотрены варианты приобретения автомобилей по программе "Доступная аренда". На сегодня клиенты, рассматривающие приобретение в рамках госпрограммы "Доступная аренда", перешли на финансовый лизинг, как на более понятный инструмент на данном этапе, потому что "Доступная аренда" сейчас ещё для всех новинка, но уже сейчас совместно с нашим партнером по операционному лизингу "Соллерс Транспортные Решения" на рассмотрении находится несколько сделок с крупными корпоративными клиентами "Аларм-Моторс".
В "Аларм-Моторс" на лизинговые схемы приходится 70–80% корпоративных продаж (не считая госконтракты), сообщил Евгений Кабанов.
В ГК "Автопремиум" по лизингу продаётся в общей сложности 5–10% автомобилей, говорит директор компании Алексей Николаев. По его словам, в конце лета было небольшое увеличение числа сделок, которое он связывает с отложенным спросом.
Наибольшие надежды автодилеры связывают с такси и каршерингом, на которые приходится до половины всех лизинговых продаж. Кроме того, в кризис традиционно хорошо чувствует себя премиальный сегмент. "За рулём легковых лизинговых машин часто оказываются не только сотрудники, задействованные в логистике, но и топ-менеджмент компаний", — говорит Лилия Маркова. При этом доля лизинговых сделок с физическими лицами по-прежнему невелика. "Лизинг физлиц получит толчок для развития, когда на государственном уровне будет принято решение предоставить физлицам льготы по НДС, которые сейчас являются главным преимуществом для юридических лиц, заключающих договоры лизинга", — считает Дмитрий Павлюк.