Не в путь: как покоряется Европа на примере российских футболистов

Европа — не праздник каждый день. И это пугает.

Российским футболистам остаётся только завидовать Петру Великому. За свою недолгую жизнь основатель Петербурга проехал по Земле столько, что мог бы покрыть с козыря традиционные "аэропорт–отель–стадион". Прибавьте к этому экзотические, нынче несовместимые с жизнью способы передвижения, и героизм, быть может, оценят даже те, кто смутно помнит, чем именно он знаменит. Без чартерных удобств, зато с огромными тратами времени Пётр объездил всю Европу, заодно прорубив в неё окно. Которым мы до недавнего времени активно пользовались.
Для российских игроков, впрочем, опция открыта — Алексей Миранчук, перебравшийся из "Локомотива" в итальянскую "Аталанту", доказал привилегированность своего положения, достигнутого, очевидно, мастерством и талантом. Но далеко не все футболисты из РПЛ готовы стартануть в лучшие футбольные лиги. Десятки не менее талантливых, чем Миранчук, оставались в комфортных условиях родного дома, не видя от переезда очевидных выгод. Во–первых, и здесь неплохо кормят. Во–вторых — страшно…
Впрочем, это не мешает некоторым рассуждать о европейской жизни, особенно когда нужно огненным словом разогнать окруживших врагов. Александр Кокорин осенью 2018–го дошумелся в весёлой компании до тюремного заключения. Отношение к нему развивалось предсказуемо: сначала возмущённый народ требовал чуть ли не высшей меры, а когда суровые решения стали принимать в высоких кабинетах, люди, о которых не раз говорил кардинал Ришелье, стали парня жалеть.
Когда освободившегося Кокорина не принял обратно "Зенит", Александр и вовсе стал субъектом для манипуляций. Его переход в "Спартак" с самого начала выглядел демонстрацией. И по мере того, как нападающий сборной России всё прочнее обосновывается на скамейке злейших зенитовских врагов, это ощущение перерастает в глубокое убеждение, что так оно и есть.
Как специально, после неудачной игры "Зенита" в Лиге Чемпионов с "Брюгге" вышло интервью Кокорина своей давней знакомой. Чтобы понять масштабы бедствия, необязательно слушать разговор весёлых чижиков — достаточно прочесть две–три текстовые выдержки. Общий тон Александра выдержан в старом добром стиле "злые вы, уйду я от вас". При этом Кокорин называет свой менталитет "европейским", и остаётся только завидовать этому обладателю светлой улыбки, что после всех злоключений он по–прежнему так искренне верит в себя.
Александр по–европейски переживает, что платит высокие налоги (15% против 49% в Германии, куда его пытались сватать в период простоя), и обижается на тех, кто ни с того ни с сего застопорил его карьеру в "Зените". На самом деле не так уж и смешно: easy going mentality — действительно свойство многих европейцев, но с причинно–следственными связями общество, на которое ссылается Кокорин, знакомо лучше.
Пример бывшего нападающего сборной прямо–таки кричит об очередном потерянном поколении. Агенты этих ребят действительно часто употребляют слово "Европа", но практически всегда оно звучит для СМИ и, следовательно, внутренних покупателей. Футболисты слушают своё окружение в первую очередь, не сильно пытаясь выбраться из маленького и понятного мира. И сама Европа становится в их представлении чем–то вроде Дурацкого острова для Незнайки и Козлика, где можно заказать шампанского под гимн России и всё это торжественно снять на видео.
Как на самом деле покоряется Европа, можно изучить на примере другого российского футболиста — Александра Головина. Но его история не так интересна для блогеров и, что важно, блогерш, потому что она исключительно о работе и терпении. За отчисления с трансфера мальчика из Калтана его родной бедный городок построил наконец вместо грязевой ванны маленький стадион, а сам Головин, изначально, как и Кокорин, не слишком сильно понимавший, как это — жить вдали от привычек, отвоевывал себе игровые минуты далеко не у самых лояльных партнёров, ещё и говорящих на трудном французском сленге.
Что интересно, происходит это в том же самом Монако, где "европейцы" Кокорин и Мамаев разливали под Эль–Регистана.
Впрочем, Петра Великого здесь удивить нечем — свой народ он понимал хорошо.
Иван Жидков, главный редактор Sportsdaily.ru, специально для "ДП"