Белого флага Смольному не ждать: ЗакС поборется за депутатскую поправку

Автор фото: Архив "ДП"

Осень за окном. "Уж роща отряхает последние листы с нагих своих ветвей", — сказал поэт.

А в Законодательном собрании тем временем перелистывают последние листы городского бюджета на следующий год. И снова бюджетная поправка депутатов будоражит умы чиновников Смольного, парламентариев и неравнодушных к городской жизни наблюдателей. Казалось бы, процедура стандартная, повторяющаяся из года в год. Но нет, текущая ситуация явно обостряет внимание к распределению нескольких миллиардов бюджетных средств.
Губернатор Санкт–Петербурга Александр Дмитриевич Беглов, внося в ЗакС проект бюджета, предлагал серьёзные изменения процедуры распределения этой части городской казны. Но руководство законодательной власти города в лице спикера Вячеслава Серафимовича Макарова пошло на принцип, не давая покуситься на святое. Но всё по порядку.
Что же такое депутатская поправка и в чём смысл конфликта?
Данный прецедент появился в нашем городе ещё в середине девяностых как договорённость между мэром Анатолием Собчаком (проигравшим выборы на пост губернатора Владимиру Яковлеву в 1996 году) и депутатами Законодательного собрания, возглавляемыми Юрием Кравцовым (смещённым с должности спикера в 1998 году). Явленная в тот момент миру финансово-политическая инициатива надолго пережила своих родителей.
Да, в ситуации девяностых в этом был свой смысл и своя логика. 2% бюджета распределялись поровну всеми депутатами адресно и конкретно на свои территории. Называлось это "резервным фондом депутата". В сложных условиях тех лет, а местного самоуправления со 111 муниципальными образованиями тогда не было, возможно, именно депутаты лучше всего знали, где и что нужно подремонтировать, докупить и исправить.
Именно тогда во дворах стали появляться скамейки и урны с надписями, что это подарок жителям от того или иного народного избранника. Конечно, это была не только забота о жителях, но ещё и возможность "прикормить электорат" и "пропиариться на территории". Это как бы вторая сторона той же медали. Но время шло, и ситуация менялась.
При губернаторе Яковлеве поправку готовили депутаты совместно, подавала её уже администрация города, а сама процедура стала называться "коллективной поправкой".
Следующий шаг был сделан при Валентине Матвиенко. Поправка окончательно потеряла индивидуальный характер, вносил её уже бюджетно-финансовый комитет ЗакСа, а называться она стала "поправкой БФК".
Сейчас ситуация стала максимально непрозрачной. Формально 2% к распределению остаются, но это уже далеко не фонд каждого народного избранника. Кто сколько получает к распределению, за какие заслуги и как потом отрабатывает — это прерогатива решения руководства ЗакСа.
Допуск или недопуск к распределению средств, как и суммы этих распределений, — это вопросы не только партийной принадлежности. Не только реально оппозиционные депутаты, противостоящие спикеру, не допущены к данным бюджетным средствам, но и не все члены фракции правящей партии имеют равные возможности и пользуются равными правами.
Только приближённые к самой интимной части процесса имеют полноту возможностей. Это прекрасный инструмент поддерживать мотивированность и сохранять управляемость. Просто так от него никто отказываться не собирался. От него и не отказались. Руководство ЗакСа скорее сорвёт принятие бюджета в нынешней сложной для страны и города ситуации, но бюджетную поправку не отдаст.
Конечно, в ситуации борьбы с воровством и мошенничеством, идущей по всей стране, нужно резать именно самые коррупционноёмкие статьи расходов.
Напомним, в 2017 году комиссия управления Федеральной антимонопольной службы нашла нарушения в распределении средств поправки у депутата ЗакСа от партии "Единая Россия" Бориса Ивченко, но до суда тогда дело не дошло.
Однако на следующий, 2018 год именно в связи с такими деньгами депутат-единоросс Светлана Нестерова была осуждена на 5 лет лишения свободы. А уже в текущем 2020 году ФСБ арестовала депутата ЗакСа от ЕР Романа Коваля, опять же по подозрению в получении взятки при распределении средств бюджетной поправки.
В условиях выпадения заметной части доходов и роста бюджетного дефицита, казалось бы, следует отказаться именно от самых непрозрачных статей. И на первый план логично должны были выйти именно эти 2%. Но нет. Поднимать белый флаг над Мариинским дворцом его командование не собирается. Борьба будет продолжена.
И пока у Смольного нет каких-то решительных аргументов, кроме слов увещевания, шансов выиграть этот раунд у депутатов больше.