На фоне фактической стагнации рынка новых автомобилей на вторичном авторынке начался бурный рост. Эксперты и участники рынка связывают это с сокращением поставок автозаводов, а также с ростом цен. Люди пытаются сохранить свои сбережения, и автомобиль превратился в объект инвестирования.
Продажи автомобилей с пробегом в Петербурге выросли в сентябре 2020 года по сравнению с сентябрём 2019-го на 30%, составив 17,4 тыс. машин, сообщили dp.ru в агентстве "Автостат". Это общероссийский тренд: вторичный авторынок вырос по стране в целом на 24,2%. Его рост начался в июле, но был не таким сильным, лишь ненамного превышая 10%.
При этом продажи новых автомобилей в России в сентябре выросли лишь на 3,4%, сообщали в Ассоциации европейского бизнеса в России. По Петербургу данных пока нет. В агентстве "Auto-Dealer-СПб" говорят, что, по предварительным данным, у разных дилеров динамика разнонаправлена. Традиционно Петербург показывает чуть более позитивный результат. Так, если в августе по России наблюдалось снижение на полпроцента, то Петербург вырос на 2%. В июле Петербург прибавил 11%, в то время как вся страна — 6,8%. До этого начиная с апреля на авторынке царил спад.
О том, что в кризис спрос смещается в сторону вторичного рынка, dp.ru обращал внимание ещё в мае. По итогам апреля на один новый автомобиль, проданный в Петербурге, приходилось два подержанных, хотя в 2019 году это соотношение составляло один к полутора. Тогда это было связано с тем, что автосалоны стояли закрытыми. Сейчас в пользу б/у авто играют падение рубля и дефицит новых машин. Большинство автопроизводителей заняли осторожную позицию и сократили поставки своим дилерам. Возможно, роль сыграли прогнозы падения авторынка по итогам года на 13–14%. Таково, в частности, мнение Ассоциации европейского бизнеса в России. Однако спрос на вложение обесценивающихся денег оказался выше прогнозов. Кроме того, у многих остались неиспользованными деньги, скопленные на поездку за границу.
Директор ГК "Автопремиум" Алексей Николаев говорит, что в его компании продажи подержанных автомобилей выросли на 10–15%, а новых — не так сильно. "Люди хотят пристроить куда-то деньги в связи с девальвацией рубля. Но если подержанные машины стоят в среднем 400–500 тыс. рублей, то новые в масс-маркете — миллион. Увеличился спрос и на новые, просто машин нет. Проблема с производством, с поставками. Поэтому берут б/у", — рассказал Алексей Николаев.
"Подержанные автомобили дорожают не так сильно", — отмечают в "Auto-Dealer-СПб".
Исполнительный директор Союза автосервисов Виталий Новиков говорит, что в сегменте подержанных машин спросом пользуются в том числе и премиальные марки. "Я продал Cadillac Escalade за 1 день", — привёл эксперт пример из собственного опыта.