Алексей Стрельников, Елизавета Антонова Все статьи автора
15 октября 2020, 14:10 7643

Снежный курорт: станет ли Петербург арктическим трэвел–хабом

Китайские туристы во время экскурсии на кладбище кораблей в селе Териберка
Китайские туристы во время экскурсии на кладбище кораблей в селе Териберка
Фото: Лев Федосеев/ТАСС

Петербург может заработать на арктических маршрутах в качестве трэвел–хаба. Но путь на Север обещает быть тернистым.

В Арктическом регионе затаились не только богатые залежи полезных ископаемых, но и большой туристический потенциал. В этом уверена глава РостуризмаЗарина Догузова.

Север комфорткласса: будет ли Арктика удобной для жизни

Север комфорткласса: будет ли Арктика удобной для жизни

14816
Ольга Ларина

"Арктика пока ещё окутана тайной, она ассоциируется с экзотикой. Наша с вами задача — сделать её ближе. При этом необходимо сохранить уникальную, хрупкую природу этого невероятного региона", — заявила она в сентябре на открытии форума "Доступная Арктика" в Петербурге.

Начать решено пока со свода законов. Ведомство планирует до конца 2021 года разработать законопроект о туризме, закрепив в нём приоритет для отечественных путешественников. Необходимость этого объясняется устаревшим федеральным законом "Об основах туристской деятельности в РФ", который был разработан в 1996 году и регулировал в основном заграничный отдых россиян.

По словам Зарины Догузовой, новый закон также поможет дать толчок появлению единых для арктических регионов страны стандартов развития туристической инфраструктуры. Другими словами, на бумаге будет прописано, где и в каком количестве можно будет возвести отели, модульные некапитальные строения, биотуалеты и прочее.

В ожидании инвестиций

Наибольший турпоток среди арктических регионов — у двух субъектов РФ, находящихся недалеко от Петербурга. Мурманскую область в 2019 году посетили 451 тыс. человек, Архангельскую область — 206 тыс., рассказал управляющий директор EastRussia, член общественного совета при Минвостокразвития России Леонид Агафонов.

"За последние 2 года была очень серьёзная динамика. Например, прирост выручки туристических компаний Мурманской области составил 30%, гостиниц в Архангельской области — 62%. За 2 года в Мурманской области открылось свыше 60 новых коллективных средств размещения", — добавил он.

Вице–губернатор Мурманской области Ольга Кузнецова рассказала "ДП", что регион выделил несколько приоритетных мест, в которые планирует вкладывать средства. В их числе село Териберка (получил известность после фильма Андрея Звягинцева "Левиафан", в 2019 году там побывало 40 тыс. человек) и Хибины (популярный горнолыжный курорт). Также планируется реконструировать аэропорты Мурманска и Апатитов, а также создать деловой центр "Новый Мурманск".

Арктическая столичность как модная болезнь регионов

Арктическая столичность как модная болезнь регионов

6645
Игорь Павловский

"Мы пока ещё подсчитываем возможный турпоток в этому году. Если судить по прошлогодним показателям, то рост составил около 25%. Надеемся на похожий результат. Уже сейчас все гостиницы у нас перегружены. Иногда не могут заселиться, например, в отель “Азимут”. Свободные номера там на новогодние праздники практически закончились", — добавила чиновник.

Северный экстрим

В Мурманской области, согласно реестру Ростуризма, действует порядка 50 туристических маршрутов. Многие из них были открыты в период с 2009 по 2014 год и имеют пометку "экстремальные". Действуют такие "тропы" в зимний период. В качестве транспорта используются снегоходы. Летом некоторые участки сложно преодолеть даже на внедорожниках.

Из–за слаборазвитой инфраструктуры и недоступности российская Арктика сохранила природу в первозданном виде, говорит экс–начальник управления международного сотрудничества Ростуризма Валерий Коровкин. По его словам, высокая стоимость круизов привлекает в арктические регионы владельцев тугих кошельков. Это позволяет как неплохо пополнить бюджет принимающей стороны, так и снизить антропогенное воздействие на окружающую среду.

"Создавать большие турпотоки всегда чрезвычайно сложно. Жители большинства регионов России стремятся отдохнуть в южных краях. Конечно, арктический туризм — это пока эксклюзив. Почти все путешествия в арктические широты дорогие. Туда направляются туристы из обеспеченных слоев, как правило, иностранцы. Они путешествуют не на тех круизных “левиафанах”, рассчитанных на несколько тысяч человек, а на небольших экспедиторских судах на 150 человек. Например, по нашей Арктике курсирует одно судно на 12 посадочных мест. За полгода там продаются все места полностью, несмотря на очень высокую стоимость билетов", — говорит он.

Опыт соседей

В качестве примера для подражания Валерий Коровкин привёл Шпицберген. По итогам 2018 года там приняли 86 тысяч туристов, которые сошли на берег в 220 точках архипелага. Доход от туризма принёс $12 млн, включая экологические, портовые и аэропортовые сборы, продажи продуктов и медицинских товаров, местных услуг и прочее. Экспедиционные суда принесли им доход вдвое больше, чем круизные, подчёркивает Валерий Коровкин.

"Другой наш сосед с востока — Аляска. Туризм намерен занять первую позицию в экономике штата, оборот отрасли составил за прошлый год примерно $4,5 млрд, создано в туристическом секторе 43 тыс. рабочих мест, задействовано местное население. Рост этого сектора за 10 лет составил 65%. Ещё один пример — Гренландия. Расход каждого туриста там в течение двухчасовой стоянки в среднем составляет 50 евро. В принципе нам тоже под силу повторить некоторые элементы их опыта", — предполагает чиновник.

По его мнению, иностранным туристам российская Арктика тоже должна быть интересна. "Если посмотреть на географические наименования в арктических широтах, то там встретите очень много имён иностранцев, — отмечает Валерий Коровкин. — Это их культурное наследие, ещё живы потомки первооткрывателей. Но получить разрешение на посещение этих мест иностранным судам чрезвычайно сложно. Нет прозрачных и предсказуемых процедур, сохранилась прежняя — согласованием такого въезда на территорию России занимается Ростуризм с ФСБ и Минобороны. Так, в 2019 году было отказано двум судам, которые направлялись к Земле Франца–Иосифа. На борту каждого было по 250 человек, которые заплатили в среднем по $6 тыс. Поэтому одна из главных проблем в развитии арктического туризма — нормативно–правовая".

Арктические ворота

Петербург также может заработать на развитии путешествий на Север, став трэвел–хабом на маршруте "Серебряное кольцо России", считает глава городского комитета по развитию туризма Сергей Корнеев. О таком потенциале города чиновник заявил, когда перешёл на работу в Смольный из Ростуризма в июне. Турпоток в арктические регионы и Карелию из Северной столицы в этом году вырос на 5–10%, говорит Сергей Корнеев. Впрочем, он не уточнил общее количество путешественников.

"Существует логистика. Например, “Ласточки” связали Петербург с Петрозаводском и с другими российскими городами. Сформирована автомобильная сетка из трасс, хотя, конечно, не везде есть инфраструктура. Комбинации существуют разные. Путешественники могут приехать на несколько дней в Петербург, потом отправиться в Карелию, а оттуда в Архангельск. Кому–то нужен пятизвёздочный отель, а кому–то впечатления — они могут арендовать деревенский домик или даже разбить палатку. В любом случае наша задача — привлечь их вначале в Петербург", — заключает Сергей Корнеев.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама