Уже подвиг: итоги Венецианского фестиваля

Автор фото: РИА Новости
Большая russkаya vecherinka на Лидо началась за день до субботней церемонии закрытия, когда своё решение огласило жюри программы "Дни Венеции" (кураторская секция, вроде бы и связанная с остальным смотром, но одновременно существующая сама по себе).

Russkаya vecherinka

В 2020–м в программу были отобраны два российских фильма. Первый — "Конференция", посвящённая теракту на Дубровке, — смелый поступок и ещё более смелый фильм молодого режиссёра Ивана И. Твердовского. Второй — "Китобой" Филиппа Юрьева о жизни чукотского охотника, неожиданно открывшего для себя интернет. Обе картины вошли в тройку лучших, а победил Филипп Юрьев, готовивший "Китобоя" на протяжении 7 лет. Кстати, Юрьев и Твердовский — близкие приятели, выпускники мастерской Алексея Учителя во ВГИКе. Венеция — не последнее их соперничество в сезоне, оба фильма также вошли в конкурс "Кинотавра", открывшегося в минувшую субботу.
Оба, впрочем, если проводить аналогии с единоборствами, — бойцы в лёгком, пока ещё, весе. Главный и единственный российский супертяж "Мостры" — Андрей Кончаловский. То, что он со своими "Дорогими товарищами!" приехал в Венецию за большим призом, многими предрекалось заранее, а после премьеры "многие" превратились в "почти что всех". Сложно вспомнить, когда российские рецензенты были настолько единодушны в своих восторгах. Да, кто–то предпочёл зажмуриться на начальных титрах "Алишер Усманов представляет", но в итоге даже они досматривали ленту с широко открытыми влажными глазами. "Дорогие товарищи!", рассказывающие о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году, — это сухое чёрно–белое и одновременно страстное, кроваво–красное кино о стране, которой вроде бы уже почти 30 лет не существует, а вроде бы в ней до сих пор живём. Букмекеры ставили на "Льва" — в итоге Кончаловскому достался "львёнок". "Специальный приз жюри" — формальная бронза.
"Золотой лев" ушёл к Хлое Чжао — американке китайского происхождения. Приз она, конечно, должна разделить с исполнительницей главной роли и продюсером великой Фрэнсис Макдорманд. Их "Земля кочевников" — неспешное, но стремительное роуд–муви по самой влиятельной стране мира, населённой, как оказывается, самыми беззащитными этого мира обитателями. Железобетонный номинант на "Оскар" как в фильмовых категориях, так и в персональных, Макдорманд, конечно же, "заходит" на третью статуэтку в карьере.
Гран–при фестиваля, то есть серебро, у "Нового порядка" Мишеля Франко — фаворита кинокритиков, радикального и безжалостного кино о безжалостных радикалах. Самый громкий и одновременно тонкий политический жест смотра. При достаточной смелости жюри такие фильмы получают главный приз — но не в этот раз.
Лучший режиссёр — Киёши Куросава, фильм "Жена шпиона", политическая мелодрама о гостайне — очень актуальный для России в свете последних громких уголовных процессов сюжет. Лучшая актриса — Ванесса Кирби из "Фрагментов женщины", где название даже избыточно пересказывает содержание. В кадре всё: тяжёлые роды, месячные, смерть ребёнка. Сама картина — история матери, пытающейся справиться с горем от потери ребёнка. Ну понятно. Как тут без приза? Лучший актёр — Пьерфранческо Фавино из итальянского фильма "Наш отец" — о трудностях отцовства. Опять же: ну понятно.
На самом деле скепсис излишен. Это раньше по итогам "Мостры" хотелось боготворить или ругать (как в прошлом году с "Джокером") жюри за его выбор. Нынче проклинать хочется разве что белый свет со всеми его пандемиями. То, что в такой ситуации президент смотра Альберто Барбера с его "дорогими товарищами" решился на проведение "Мостры", — уже подвиг, значащий для кино несравнимо больше любых церемониальных хит–парадов.