Эхо торговых войн: Петербург в ожидании транзитной санкционки

Автор фото: Сергей Коньков

Большой порт Санкт–Петербург может заняться пропуском транзитной продукции, запрещённой в России. Вероятные товары — куриные окорочка из США и рыба из Европы в Китай и Азию.

Минтранс разработал проект постановления, согласно которому в российских портах начнут пропускать санкционные продукты через территорию России. В перечне три морские гавани: Большой порт Санкт–Петербург, порт Восточный (Приморский край) и порт Владивосток. Сейчас документ находится в стадии общественного обсуждения, которое продлится до 7 сентября.
Эти аванпорты, уверены в министерстве, наиболее удачно располагаются для транзита санкционных продуктов из Европы в Азию. Сейчас, как правило, груз приходится направлять длинным морским путем через Суэцкий канал.
"Указанные изменения будут способствовать увеличению объёма перевозок транзитом через территорию РФ, идущих (в настоящее время. — Ред.) в обход её территории, в том числе по маршруту deep sea. Общий объём таких перевозок доходит до 95 тыс. (TEU. — Ред.) в год. Изменения будут способствовать привлечению в Российскую Федерацию от 10 до 15% от общего объёма таких перевозок", — говорится в пояснительной записке к проекту.
В частности, Большой порт Санкт–Петербург расположен на маршруте транзита товаров из ЕС в Китай и Казахстан, подчеркивает директор московского представительства ООО "Аврора логистикс" Антон Востриков.
"Сейчас санкционные продукты могут въезжать на территорию России через пункты пропуска по железной или автомобильной дорогам. Например, часть такого груза вначале попадает в прибалтийские порты, а затем к нам. Приходится ещё несколько дней выжидать на границе, пока на контейнеры наденут пломбы, — говорит он. — Большим спросом в Казахстане пользуются американские куриные окорока. В Поднебесную, как правило, везут селедку и лосось из Скандинавии. Учитывая торговые войны Китая с США, вполне возможно, вырастет спрос на европейское мясо, что, соответственно, увеличит объём транзита через Россию".
Специалист добавил, что адаптация Большого порта к пропуску транзитных грузов поможет также сократить издержки бизнеса.
"Конечно, есть дополнительная статья расходов — использование электронных навигационных пломб. Только монтаж устройства на контейнер обходится в 2,5 тыс. рублей, примерно столько же стоит его снять. Суточная аренда — 2 тыс. рублей. Учитывая, что дорога занимает около 10 дней, общая стоимость будет достигать 20–30 тыс. рублей. И это только одного контейнера".
Время доставки груза из Европы в Китай морским путем занимает 30–46 дней. В случае его перевалки через петербургский порт, а затем транзита через железную дорогу этот срок сокращается до 14 дней. При этом стоимость перевозки сопоставима со стоимостью морского фрахта.