Плачевная ситуация: поток деловых туристов в Петербурге сократился на 90%

Автор фото: Сергей Коньков

Участники рынка делового туризма рассчитывают, что запрет на проведение мероприятий будет отменён. Впрочем, это не поможет индустрии быстро восстановиться.

Ограничения, связанные с противодействием распространению коронавирусной инфекции, сначала были продлены до 20 сентября 2020 года. Но на прошлой неделе власти пошли на уступки, разрешив начать работу театрам, кинотеатрам и другим учреждениям культуры, а также сняв запрет на проведение спортивных, культурных и зрелищных мероприятий в помещениях.

Деловая пауза

Из–за ограничений поток деловых туристов в Петербург сократился на 90%, отметил генеральный директор "ЭкспоФорум–Интернэшнл" Сергей Воронков. "Для половины из 1,2 млн деловых туристов, приезжающих в город, поводом для посещения были мероприятия, проводившиеся в “Экспофоруме”. Три фактора — ограничения по передвижению, туризму и проведению мероприятий — повлияли на то, что эта история практически остановилась. Оставались внутренние поездки в командировки и прочее. Но это вряд ли больше 10%", — сказал Сергей Воронков.
Впрочем, даже сильно сократившийся деловой туризм стал единственным сегментом, который поддерживал отельеров во время ограничений. По словам аналитика ГК "Финам" Алексея Коренева, в апреле–мае в Москве именно за счёт бизнес–туристов заполняемость гостиниц составляла 5–7% от нормы, в Петербурге — не более 2%. "Весной участники рынка согласились с тем, что ничего странного в таком расхождении нет. Петербург — туристический центр, притягательный для иностранцев. В Москву же продолжают приезжать по делам, даже несмотря на карантин", — уточнил аналитик.

Медленное восстановление

С июля спрос со стороны корпоративных клиентов на размещение в отелях стал постепенно восстанавливаться, но до привычных объемов ещё далеко, полагает директор по продажам сети Radisson Hotel Group в Петербурге Юлия Мещанинова. "Сейчас основной спрос идёт от индивидуальных туристов — семей, пар, групп друзей", — сказала она.
В сети апарт–отелей и квартир Sokroma доля деловых туристов в августе составила около 20% от общего числа клиентов, подсчитала основатель сети, председатель комитета по туризму городского отделения "Опоры России" Дарья Ковалевская. "Для нас это хороший показатель деловой активности, поскольку летом наша основная целевая аудитория — это в основном семейные люди", — добавила она. В целом падение выручки сети в период пандемии составило около 90%.
Отмену Петербургского международного экономического форума и других мероприятий индустрия ощутила как плачевную ситуацию. "Под программу мероприятий отельеры выстраивают бизнес–процессы: не только размещение, но и трансфер, например. Основной доход в гостиничной сфере приходится на летний период. Зарабатывая в это время, отельеры откладывают резервы, чтобы покрывать убытки, которые происходят вне сезона. В этом же году сезона фактически не было, соответственно, резервов нет, и как выдержит гостиничная сфера в целом — это очень большой вопрос", — отметила Дарья Ковалевская.
"К сожалению, рынок делового туризма восстанавливается значительно медленнее индивидуального, — соглашается генеральный директор агентства делового туризма “Аэроклуб” Юлия Липатова. — Например, в июле доля бизнес–туристов, отправившихся в путешествие по России, составила лишь 30% от аналогичного периода прошлого года". Компании ограничивают командировки, чтобы сократить риск заболевания сотрудников.
Треть клиентов агентства с тревел–бюджетом более 20 млн рублей в год ожидают восстановления командировочной активности осенью.

Осторожные ожидания

Осенью в графике "ЭкспоФорум–Интернэшнл" запланированы 90 мероприятий, около 20 из которых перенесено с марта. "Выполнить этот график — непростая задача. С учетом того, что мы вынуждены обеспечивать дополнительные меры безопасности, — сообщил Сергей Воронков. — Это помимо организационных усилий ещё и финансовые. Индивидуальные средства защиты, приборы для измерения температуры, рециркуляции воздуха, влажного клининга, обработки поверхностей — это всё миллионы рублей дополнительных затрат, которые мы на участников не можем переложить, к сожалению, в силу того, что платёжеспособность и так очень низкая. Но, как говорят, приходится выбирать не между хорошим и плохим, а между плохим и очень плохим. Очень плохо было, когда деятельность вообще не велась. Возврат к работе — определённый шанс для того, чтобы подняться, пусть и постепенно"
Пока участники рынка ведут себя очень осторожно, говорит Юлия Мещанинова. Обсуждать возвращение индустрии делового туризма к докризисным показателям можно только с учётом общего состояния экономики, считает Сергей Воронков. "При благополучном стечении обстоятельств понадобится 2–3 года, чтобы восстановиться. Но с учётом того, что меняется весь глобальный экономический ландшафт, всё разделение труда в мире, все цепочки поставок, — точный прогноз давать достаточно тяжело".
Отельеры ожидают открытия внешних границ — в частности, авиасообщения с Китаем, отметил Алексей Коренев. Только внутренние туристы не смогут обеспечить загрузку инфраструктуры делового туризма. На этот сегмент приходится крайне незначительная доля от общего объёма туризма.
Представители гостиничного сектора Санкт–Петербурга надеются, что деловые мероприятия — как правительственные форумы, так и корпоративные конференции — не отменят или перенесут на ближайшее время, говорит Дарья Ковалевская.
"Только за счёт этого рассчитываем как–то держаться на плаву в зимний период. Ноябрь, декабрь, январь и февраль — это самые тяжёлые месяцы для гостиничного бизнеса Петербурга", — сказала она.