ЧМ в Катаре уже не кажется дикостью: пандемия примирила спорт со многим

Автор фото: rfs.ru

Опыты на живой игре.

Футбольные соревнования по всему миру похожи сейчас на подготовку к учебному году в общеизвестном двухбуквенном режиме. Кто–то у кого–то отбирает какие–то очки и трофеи, постоянно держа в уме возможную аварийную остановку. Во всём этом сиюминутном есть и некие наметки на долгосрочное — возможно, новая система проведения европейских клубных турниров понравится и УЕФА, и членам ассоциации.
Для начала всё меньше остаётся вопросов, зачем чемпионат мира 2022 года отдали Катару и как так можно — проводить первенство планеты в ноябре–декабре. После того как коронавирус сдвинул все международные календари, возмущение стихло — зимний ЧМ видится единственным возможным окном для его проведения, если действительно после 20 сентября, как нам многие обещают, начнётся вторая волна. Более того — маленький Катар идеально подходит для того, чтобы стать "зелёной зоной", его элементарно контролировать на вход–выход, внутри без проблем устанавливаются общие правила. Собственно, богатый нефтью кусочек песка так и жил всё это время, менять особо ничего и не надо.
Катар Катаром, но экстренное завершение Лиги чемпионов и Лиги Европы также на выходе многим понравилось. Запершись, соответственно, в Лиссабоне и Рейн–Вестфалии, лучшие клубы континента в рамках мини–турнира выяснили отношения, не выбиваясь из ритма, наращивая готовность от матча к матчу.
Попав в этот мини–формат, игроки могли не тратить время и силы на разъезды, не отвлекаться на игры внутреннего чемпионата. Из минусов — УЕФА по–прежнему проводит свои турниры без зрителей. Но, если вам по–хорошему объяснят важность происходящего, легко поверите и в радость от безалкогольного пива с резиновой женщиной, разве нет?
Критиковать УЕФА за бесхарактерность в вопросе живой аудитории сложно. Да, тот же Российский футбольный союз смог продавить 10+ процентов на трибунах, но, когда речь идёт о международном обмене, может дойти до абсурдных ситуаций. Да и уже дошло. В квалификационном раунде новой Лиги чемпионов фарерский "Клаксвуйк" так и не смог сыграть на своём поле с братиславским "Слованом" — вышел в следующий раунд без игры. Словаки прилетели на острова, имея в составе заражённых коронавирусом. Естественно, им играть не дали, но УЕФА пошел навстречу и разрешил "Словану" подвезти на Фареры молодёжный состав, даже сдвинув дату матча на несколько дней. Однако местный главврач и этих ребят запер в карантин, так как некоторые из молодёжки могли контактировать с представителями главной команды. "Слован" отправили обратно, попутно приняв от него апелляцию, а спустя 5 дней после возникновения проблемы присудили "Клаксвуйку" техническую победу. Как это называется? Прецедент, когда местные органы власти могут запретить любой футбольный матч! "Слован" потерял деньги от участия, на которые рассчитывал, но кого это волнует на войне?
Этот случай во многом оправдывает и то, что победителя квалификационных раундов сейчас выявляет один матч. С одной стороны, есть некая случайность в выборе домашней команды, с другой — у каждого из соперников есть возможность решить свою судьбу здесь и сейчас, не строя игру из расчёта на выездной гол, который не так давно шёл "за три". Опять же уменьшается количество переездов, которые средние и маленькие клубы не приветствуют, ведь часто они сжирают огромную часть бюджетов. Плей–офф из одного матча имеет огромные шансы на то, чтобы остаться и в нормальное время, если оно когда–либо наступит.
Иллюзии в ближайшее время стоит отбросить в сторону — сборная России вылетела на вчерашний матч Лиги наций в Венгрию специальным чартером, которому везде дорога. Болельщикам и журналистам, желавшим поддержать команду на стадионе "Ференц Пушкаш", остался только почёт. В том случае, если они добрались до места через Стамбул или Лондон.
Есть ли желание пробовать? Привычка перелезать через забор ещё не выработана. Процесс привыкания — дело непростое.
И эта составляющая новой жизни не нравится никому.