Святослав Афонькин Все статьи автора
2 сентября 2020, 08:14 5278

Не до развития: в парламенте Петербурга стартуют нулевые чтения бюджета–2021

Фото: Коммерсант

Представители всех комитетов и районов будут встречаться с депутатами городского парламента и обосновывать свои траты. Смольный держит проект в секрете, но, по данным "ДП", в нынешней редакции документа расходы запланированы в сумме 553 млрд рублей — на 132 млрд меньше, чем в текущем году. Они ещё, безусловно, увеличатся, но вряд ли принципиально.

В нынешнем виде расходная часть проекта бюджета представляет сумму базовых объемов финансирования, выделяемых комитетам и районам (главным распорядителям бюджетных средств, ГРБС). Эти цифры комитет финансов (его глава Алексей Корабельников на фото со спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым) довёл до них в середине лета. У чиновников было время, чтобы что–нибудь себе выторговать. Теперь переговоры продолжатся с участием депутатов, хотя их роль в основном сводится к распределению денег в рамках "депутатской поправки".

Смольный рассчитывает на помощь Москвы для спасения бюджета

Смольный рассчитывает на помощь Москвы для спасения бюджета

527
Григорий Потапенко

Очевидно, что бюджет увеличится между первым и вторым чтением в ЗакСе, когда Смольный губернаторской поправкой добавит какие–то миллиарды и сам же их перераспределит. Так было раньше. Но сейчас ситуация выходит за привычные рамки. По данным "ДП", согласно текущей версии проекта 3–летнего бюджета–2021 расходы в 2022 году составят 579 млрд рублей, а в 2023–м — 608 млрд.

Редакция обратилась к вице–губернатору Эдуарду Батанову с просьбой подтвердить или опровергнуть данную информацию, однако в его ответе не было ни того ни другого. При этом весной при первой корректировке расходы на 2021–й планировались в сумме 746 млрд рублей (разница с текущей версией — 193 млрд), а на 2022–й — 829 млрд (разница — 250 млрд). До вируса, в декабре прошлого года, когда утверждался первый вариант бюджета–2020, в 2021 году собирались потратить 783 млрд.

Максимально дефицитный

Можно предположить, что доходы бюджета составят около 480 млрд рублей. Источники "ДП" утверждают, что Смольный увеличит дефицит до максимально разрешённого. Бюджетный кодекс устанавливает этот предел в 15% от доходной части. Таким образом, исходя из расходов в 553 млрд, легко вычислить доходы.

Отметим, что согласно действующему закону о бюджете Петербурга его расходы с учетом корректировки утверждены в размере 685 млрд рублей, а доходы — 573 млрд рублей, при этом бюджетный дефицит превышает ограничения в 15% и составляет 111 млрд. Обойти Бюджетный кодекс РФ разрешили ранее на федеральном уровне. Будет ли это ограничение в силе при составлении бюджета на следующий год, в комитете финансов не сообщили. В изначально утверждённом бюджете–2020 расходы составляли 727 млрд рублей, а доходы — 674 млрд.

Стоит отметить, что похожие на нынешний проект для нулевых чтений показатели бюджет демонстрировал только в 2018 году. Тогда доходы составили 553 млрд рублей, а расходы — 588 млрд.

Поделили не по–братски

Трать, пока тратится: как осваивают бюджеты в Петербурге и Ленобласти

Трать, пока тратится: как осваивают бюджеты в Петербурге и Ленобласти

3646
Святослав Афонькин

По данным "ДП", лидером по бюджетным ассигнованиям, согласно текущему проекту, является комитет по здравоохранению. Ему предполагается выделить около 95 млрд рублей, или 17% от всех расходов. Для сравнения: в нынешнем году ведомству досталось 109 млрд рублей.

Комитету по социальной политике планируется предоставить около 60 млрд рублей, что почти на 15 млрд меньше ассигнований на него в этом году.

Впрочем, ранее вице–губернатор Ирина Потехинаговорила в интервью "ДП", что, по ее сведениям, в конечном итоге на образовании и социальных расходах экономить не будут. Весьма вероятно, что в дальнейшем суммы увеличатся.

Комитету по транспорту планируется выделить около 52 млрд, что даже чуть больше бюджета ведомства в текущем году. Это обусловлено тем, что с нынешнего года на следующий перекочевали средства на транспортную реформу. Однако, скорее всего, и в 2021 году её не будет.

Бюджет самого Комфина предположительно оценивается на следующий год в 21 млрд рублей против 36 млрд года нынешнего. Из них 31 млрд приходится на резервный фонд правительства, радикально увеличенный из–за кризиса. На обслуживание долга в этом году комитет тратит еще 2,7 млрд рублей, а в будущем (согласно бюджету–2020) на эти цели запланировано 10,8 млрд. Но можно предположить, что сумма ещё увеличится.

Важным вопросом является размер адресной инвестиционной программы (АИП), которую сокращают в первую очередь, так как она содержит расходы на развитие, а не на поддержание штанов. Так, в этом году при корректировке АИП похудела со 100 млрд до 67 млрд рублей. Источники "ДП" считают, что в 2021 году она будет примерно такой же.

Под завесой тайны

Традиционно нулевые слушания в ЗакСе носят скорее пиаровский, чем конструктивный характер. Но в этом году в парламенте решили закрыть доступ журналистам к процессу. Пресс–служба отказалась пускать сотрудников СМИ на заседания бюджетно–финансового комитета (БФК), где проходят обсуждения, ссылаясь на постановление городского правительства № 121, которое вводит ограничения из–за эпидемии COVID–19. Однако в самом документе никаких запретов на сей счет нет.

Да и к самим народным избранникам в этом году чиновники относились не очень доверительно — накануне нулевых чтений парламентарии ещё пребывали в состоянии неведения относительно содержания документа.

Зарплаты или ВСД

Член БФК, депутат от фракции "Единая России" Андрей Васильев в комментарии "ДП" отметил, что главное — не допустить превышения дефицита выше установленных Бюджетным кодексом 15% от уровня доходов.

"Решая сиюминутные задачи, мы проваливаемся в яму", — отметил Васильев. Что касается резкого снижения основных показателей, то, по мнению депутата, это форма особой бюрократической игры, в которую финансовый блок играет уже долгие годы.

"Мы сначала занижаем показатели доходности бюджета, на основании этого урезаем всем расходную часть, комитетам и районам. Потом делаем вид, что идём навстречу, повышаем доходы и удовлетворяем минимальные финансовые потребности", — заявил депутат.

Васильев также отметил, что, с его точки зрения, прежде всего нужно будет бороться за сохранение заработной платы бюджетников. Кроме того, он хотел бы поинтересоваться у представителей Смольного, как и куда были потрачены средства из резервного фонда, увеличенного в этом году в 30 раз, до 31 млрд рублей.

"Кроме всего прочего нужно попросить Контрольно–счётную палату посчитать, как израсходованы те громадные средства, которые были употреблены на борьбу с коронавирусом", — сказал Андрей Васильев.

Он также отметил, что в последнее время уменьшается инвестиционная составляющая в расходах бюджета и Адресная инвестиционная программа (АИП) исполняется всегда с существенными недостатками. Всё это ведет к диспропорции в развитии города и нехватке социальной и транспортной инфраструктуры. Поэтому такому направлению нужно уделять особенное внимание, говорит парламентарий.

Его коллега по БФК, член фракции КПРФ Ирина Иванова, напротив, считает, что если и сокращать расходы, то, скорее всего, за счёт гигантских инфраструктурных проектов.

"Если мы сокращаем социалку, то точно надо сокращать и амбициозные проекты, такие как Восточный скоростной диаметр (ВСД, сейчас его принято называть ШМСД. — Ред.) и тому подобные. Наверное, в таком случае надо умерить свои аппетиты и Западному скоростному диаметру, которому город продолжает платить компенсацию недополученной прибыли", — сказала Иванова.

По её словам, нужно внимательным образом проанализировать и расходы по благоустройству, ведь многие месяцы в этом году из–за противоэпидемиологических ограничений большинство парков были закрыты для посетителей. Поэтому тратить значительные средства на их ремонт и реконструкцию нецелесообразно. Кроме того, коммунистка отметила, что можно сэкономить на посадке растений или установке лавок, а также на массовых развлекательных мероприятиях.

"На первом месте сегодня стоят здравоохранение, образование и социальные нужды, так как реальные доходы населения падают. Это происходит потому, что бизнес, в том числе малый, у нас до сих пор не восстановился или даже не начал работать", — сказала Иванова.

Член БФК, председатель фракции Партии роста Оксана Дмитриева также считает, что экономить нужно преимущественно на "стройках века".

"То, о чём мы говорили ранее в наших альтернативных бюджетах, — всё по–прежнему актуально: пересмотреть соглашение с ЗСД, перекладывать строительство социальной инфраструктуры на застройщиков, не начинать дорогостоящие проекты типа ВСД", — сказала Дмитриева. По её словам, сохранять нужно прежде всего размеры социальных выплат петербуржцам, а также расходы на образование и здравоохранение.

Мы сейчас только на стадии нулевых чтений. У нас даже нет ожидаемого выполнения за 9 месяцев. У нас нет ещё представления о переходящих остатках бюджета, которые, как правило, достаточно велики из–за невыполнения некоторых бюджетных обязательств и корректировки в связи с несостоявшимися конкурсами. Вдобавок нужно учитывать дополнительные доходы, которые всё время растут. За счёт администрирования у нас каждый год увеличивается сбор налога на доходы физических лиц. Где–то упадёт налог на прибыль, но я думаю, что к концу года он стабилизируется. И дефицит, как я понимаю, будет уменьшен. Есть статьи, которые будут исполнены обязательно, — по социальным вопросам. Всё остальное может быть и секвестрировано. Например, Адресную инвестиционную программу можно сократить. Однако надо смотреть на ход её выполнения в этом году, какие есть переходящие объекты. Если что и сокращать, то те объекты, строительство которых не начато, где ещё идет проектирование. Это тоже нормально. Сейчас может проходить их госэкспертиза, утверждение проектной документации, подготовка к конкурсам. Когда денег мало, больше внимания уделяется именно этим работам, чтобы, когда средства появились, всё уже было готово для включения этих объектов в бюджет развития.
Александр Ходачек
Александр Ходачек
президент Высшей Школы Экономики в Петербурге
Работа над проектом бюджета состоит из нескольких этапов, один из которых — рассмотрение потребностей главных распорядителей бюджетных средств, а также формирование доходной части бюджета. Данный этап завершается в настоящее время. Со 2 сентября начинаются рабочие совещания в бюджетно–финансовом комитете Законодательного собрания Санкт–Петербурга.Параметры бюджета на 2021 год и плановые периоды 2022–2023 годов уточняются.
Эдуард Батанов
Эдуард Батанов
вице–губернатор Петербурга
Было ожидаемо, что финансовая ситуация будет непростой, учитывая, какой удар городу нанесла пандемия, задев ряд важнейших отраслей экономики, в первую очередь — сферу услуг. С точки зрения последствий пандемии такой вариант понятен. Ситуация может складываться и более оптимистически, но по–прежнему непонятно, будет ли вторая волна COVID–19. Если она пойдет, то у нас гораздо меньше шансов рассчитывать на улучшение ситуации, а если нет, то есть надежды на рост. Тогда восстановятся туристический сектор и сфера услуг.
Вадим Капусткин
Вадим Капусткин
доцент экономфака СПбГУ
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама