Максим Заговора Все статьи автора
31 августа 2020, 15:48 334

Берлинский кинофестиваль отменяет половое разделение актерских призов

Руководители Берлинского кинофестиваля Мариэтт Риссенбек и Карло Шатриан объявили, что с 2021 года два актерских приза будут объединены в один, гендерно–нейтральный, а к нему добавится новая награда "За лучшую роль второго плана". "Мы считаем, что отсутствие разделения наград в актерской сфере по признаку пола станет сигналом к более чувствительному отношению к гендерной осведомленности в киноиндустрии", — заявили Риссенбек и Шатриан. Объясняем, почему это правильное и давно назревшее решение.

Кто не работает: как тема забастовок представлена в искусстве

Кто не работает: как тема забастовок представлена в искусстве

96
Максим Заговора

"Под флагом борьбы за равенство ломают многолетние традиции" — так, не без презрительной интонации, начинается сюжет Первого канала об упразднении на Берлинале наград за лучшие мужскую и женскую роли. "Это удар по базовым вещам", — возмущенно комментирует новость обладатель того самого, мужского "Серебряного медведя" актер Сергей Пускепалис. "Зачем тогда вообще женские и мужские роли нужны?" — недоумевает режиссер и директор "Мосфильма" Карен Шахназаров. Короче говоря, в Берлине приняли решение — Россия берет высокую ноту протеста.

Разберемся, что происходит. Всего, как известно, берлинское жюри вручает восемь наград. Все, кроме актерских, именно что гендерно–нейтральные. За режиссерского "мишку" на равных борются мужчины и женщины; все сценаристы и сценаристки тоже претендуют на один–единственный приз; абсурдно, согласитесь, выглядело бы и разделение статуэтки "за выдающиеся художественные достижения" на отдельно "выдающиеся мужские" и "выдающиеся женские". Так отчего мы разводим по разным раздевалкам артистов? Даже в спорте на церемониях награждения в субъективных категориях, таких, например, как "Лучший гол года", футболистки и футболисты представлены вместе. Красивый гол — какая разница, кто и кому его забил?

Мужчин и женщин не делят на разные группы в театральных вузах, они получают одинаковое образование, учатся у одних мастеров, причем девочки порой у мужчин, мальчики — у женщин. Всё тот же Карен Шахназаров поднимает брови: "Тогда мужчины должны играть Джульетт, трех сестер! Дядю Ваню женщина может сыграть!" Ну, это очень странный тезис. Во–первых, если дядю Ваню сыграет мужчина, он все еще будет претендовать на актерский приз, в этом смысле ничего не меняется. Во–вторых, а что значит "тогда"? Откроем прославленному кинематографисту большую экранную тайну: артисты действительно иногда играют персонажей другого пола. Лучшая Баба–яга — это Баба–яга Георгия Милляра, за обаятельной мисс Эндрю в "Мэри Поппинс" стоит великий Олег Табаков, а за шекспировским Себастьяном в "Двенадцатой ночи" — Клара Лучко. Список можно продолжать до конца полосы.

Тут бы нам, наоборот, задуматься о том, как в России называются номинации главных премий. Берлинале или тот же "Оскар" хотя бы вручают статуэтки с формулировкой "Лучший актер" / "Лучшая актриса", а вот актерская "Ника" официально формулируется именно как "Лучшая мужская / женская роль". Согласно всем на свете словарям, роль — это художественный образ! Именно что персонаж. То есть награждая того же Милляра за ту же Бабу–ягу, мы должны вынести ему приз как раз за лучшую женскую роль, и никак иначе. Карен Георгиевич, вы готовы были бы произнести это со сцены? Или вы предлагаете запретить межгендерные перевоплощения на экране? Схожий парадокс, кстати, существует и во французском языке, а как следствие, и на Каннском кинофестивале.

Несколько лет назад актер Виктор Полстер выиграл там Prix d'interpretation masculine, то есть Приз за лучшую мужскую роль, сыграв балерину в фильме "Девочка". Да, там в картине всё несколько сложнее, не будем спойлерить, но играл–то он женскую роль!

Впрочем, судя по заявлению руководства Берлинале, их действительно в первую очередь волнуют не языковые вопросы, а этика. Но ведь волнуют по делу. Как нам в системе прежних координат быть с гендерно–нейтральными актерами? Первый канал удивится, но они существуют взаправду. Самый яркий пример — Азия Кейт Диллон — человек, определяющий свой пол как "третий", будучи женщиной от природы. Прославился / лась Азия после сериала "Миллиарды", за что был / была номинирован / номинирована на премию "Эмми". Азии предоставили выбор, в какую именно категорию попасть: best actor или best actress. Выбор пал на actor; именно такая форма показалась Азии гендерно–нейтральной. Но что же нам теперь, вечно спрашивать у артистов, к кому их относить?

Вопросы гендера давно рассматриваются и в социологии, и в психологии, и в прочих науках; с каких же пор искусство — самая консервативная сфера человеческой жизни? Нет никаких сомнений в том, что Берлинале не останется бунтарем–одиночкой и вскоре от половой принадлежности своих наград откажутся и Канны, и Венеция, а чуть позже и, прости господи, Московский международный кинофестиваль.

Наследие болезненной эпохи: топ-новинки периода тотальных домашних просмотров

Наследие болезненной эпохи: топ-новинки периода тотальных домашних просмотров

271
Максим Заговора

Причины для объединения актерских номинаций могут нам нравиться, могут нет — но они существуют, вот факт. А вот для разделения призов по кабинкам "М" и "Ж" ни одной причины не существует.

"Многолетние традиции", говорите? Ну что ж, возвращайтесь тогда к вещанию на средних волнах. Ах да, и к прежней, брежневской Конституции.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама