Авто вместо отпуска: дилеры выкарабкиваются из кризиса

Автор фото: Ермохин Сергей

В июле россияне стали активнее покупать автомобили, опасаясь второй волны пандемии и дальнейшего ослабления рубля.

Продажи новых автомобилей в России в июле 2020 года выросли на 6,8% по сравнению с июлем 2019–го и составили 141,9 тыс. штук, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Этот месяц стал первым с начала года, когда зафиксирован значительный рост относительно аналогичного месяца предыдущего года, что указывает на признаки долгожданного восстановления рынка, полагает председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель. По его оценке, рост обусловлен отложенным спросом предыдущих месяцев, возникшим во время приостановки деятельности производителей, а также ослаблением рубля и обновленными в июне мерами государственной поддержки. "Рост продаж по некоторым брендам мог быть еще выше, если бы не отсутствие запасов автомобилей на складах, связанное с прерыванием производства весной", — отмечает Томас Штэрцель.
Продажи новых автомобилей петербургской сборки в России в июле также увеличились, при этом даже больше, чем в среднем по рынку. По данным аналитического агентства "Auto–Dealer СПб", они выросли на 8% по отношению к аналогичному месяцу прошлого года и составили 28,7 тыс. штук по сравнению с 26,4 тыс. в июле 2019–го.
При этом семь из восьми моделей, собираемых в Петербурге, по–прежнему входят в топ–25 самых продаваемых моделей в России по итогам месяца, составленный АЕБ. Три модели попали даже в топ–10. Это Hyundai Creta (рост на 32%, до 7,12 тыс. шт.), Kia Rio (–2%, до 7,03 тыс.) и Hyundai Solaris (–13%, до 4,07 тыс.). Следующими в рейтинге идут Toyota RAV4 (–1.5%, до 3,31 тыс.) и Toyota Camry (+2,6%, до 2,96 тыс.). Nissan Qashqai в июле показал прирост на 29,9%, до 2.16 тыс., а Nissan X–Trail — на 76,5%, до 1,77 тыс. Еще одна модель концерна, собираемая в Петербурге, — Nissan Murano — не входит в российский топ–25.
"Оживление рынка, на мой взгляд, связано с очередным ослаблением рубля, которое произошло в июне. Автопроизводители пока массово не объявляют о грядущем росте цен, но все понимают, что оно может произойти, — говорит эксперт “Auto–Dealer СПб” Денис Гаврилов. — Вторая причина — отложенный спрос, перенесенный с весны, когда автодилеры более 2 месяцев были вынуждены вести только дистанционные продажи".
Наиболее высокую динамику демонстрируют китайские производители. По оценкам АЕБ, в июле бренд Haval продемонстрировал прирост на 55% (до 1,83 тыс. шт.), Geely — на 69% (до 1,34 тыс. шт.), Chery — на 100% (до 864 шт.), Changan — на 291% (до 653 шт.). "Пока у них значительная динамика только за счет низкой базы в прошлых периодах. Сказать, что они жестко конкурируют и отбирают продажи у других автоконцернов, локализовавших в России свое производство, нельзя, — отмечает Денис Гаврилов. — Например, по продажам в Петербурге за минувшее полугодие в топ–50 вошли только два “китайца” — Geely Atlas и Haval F7, которые заняли 46–е и 50–е места соответственно".

Отложенный спрос не бесконечен

"Главным фактором, обеспечившим рост продаж в июле не только по отношению к предыдущему месяцу, но и к июлю прошлого года, стал, конечно же, накопленный отложенный спрос", — соглашается аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев. Он напоминает, что в период действия ограничений этой весной продажи автомобилей обвалились не только из–за кризиса, как это случалось и раньше, но и главным образом из–за того, что автосалоны были закрыты, а люди сидели по домам. "Со снятием ограничений на работу автосалонов весь нереализованный спрос выплеснулся на рынок", — отмечает он.
При этом импульс реализации отложенного спроса сам по себе не сможет продлиться долго, полагает Алексей Калачев. По его мнению, восстановлению прежних объемов рынка будет мешать рост стоимости автомобилей и снижение доходов в ходе экономического кризиса. "Но есть и факторы поддержки. Это снижение ключевой ставки ЦБ, вслед за которой уменьшаются кредитные ставки, а также расширение программы поддержки автопроизводителей через стимулирование спроса — субсидирование ставок по автокредитам в рамках специальных программ “Семейный автомобиль” и “Первый автомобиль”", — говорит аналитик.
С 1 июня льготные автокредиты с господдержкой стали доступны семьям с одним несовершеннолетним ребенком (ранее под действие программы попадали семьи только с двумя детьми), а также медицинским работникам и гражданам, сдавшим свои автомобили старше 6 лет в trade–in.
"На фоне падения доходов и снижения ставок спрос на автокредитование неминуемо растет, а банки активнее выдают кредиты, поскольку это доходный сегмент бизнеса с умеренным уровнем риска. Более четверти продаж приходится на автокредитование по субсидируемым программам", — резюмирует Алексей Калачев.
Еще одной причиной увеличения продаж в июле стала нестабильная экономическая ситуация в стране, полагает генеральный директор "Лаборатории трендов" Елена Пономарева. "Потребители, имеющие денежные накопления, инвестируют в автомобили. Они допускают возможные дальнейшие колебания курсов валют, рост цен на автомобили и пытаются обезопасить свои накопления за счет покупки машин или недвижимости, особенно загородной. Это касается всех ценовых сегментов, но прежде всего среднего и премиума", — говорит Елена Пономарева.

Машина вместо моря

Стимулом для покупок является и закрытие границ. "Потребители инвестируют в покупку автомобилей и недвижимости деньги, отложенные на отпуск. Отмечу, что покупки крупной бытовой техники и гаджетов сейчас замедлились: пик спроса на них пришелся на начало карантина. Сейчас пришла пора более дорогих покупок", — полагает Пономарева.
Кроме того, по ее оценке, весенняя остановка автомобильных производств также привела к дефициту автомобилей некоторых брендов, иначе продажи могли бы быть еще выше. "Дефицит всегда играет на руку дилерам, так как делает автомобили еще более желанными. Поэтому часть потребителей не готова ждать, а покупает более дорогие комплектации", — поясняет она.
Возможный приход второй волны пандемии и нового карантина также подстегивает к покупкам "здесь и сейчас" при наличии свободных денег и доступности кредита, резюмирует эксперт.
Аналитики рынка с осторожностью дают прогнозы. Так, по оценке комитета автопроизводителей АЕБ, рынок характеризуется "низкой прогнозируемостью в связи с непредсказуемым развитием ситуации с курсами валют, потенциальных цен, экономических и финансовых последствий, а также новых возможных ограничений, связанных с пандемией". В этой связи в ассоциации отмечают, что дальнейшая господдержка автопрома может оказаться крайне важной как для дилеров, так и для производителей.