Пересидеть дома: из–за пандемии люди отказываются работать вахтовым методом

Автор фото: Владимир Смирнов/ТАСС

Агентства говорят о дефиците линейного персонала.

Страх заразиться коронавирусом в мегаполисе или на отдаленных месторождениях — причем на фоне повышения пособий по безработице — привел к тому, что люди, ранее готовые работать вахтовиками, в этом году предпочли пересидеть эпидемию дома. В связи с этим многим производствам, которые срочно переориентировались под новые задачи — обеспечения "медико–защитных" потребностей населения, стало не хватать рабочих рук. Не легче и кадровым агентствам: иногда даже подбор линейного персонала на вахту вместо обычной пары дней занимает недели.

Выберу сам

По информации создателей мобильного приложения "Вахтовик", в котором агрегируются соответствующие вакансии по всей России, количество предложений о работе в труднодоступных и малозаселенных местах страны в период пандемии осталось на прежнем уровне. Зато спрос на вахтовиков вырос со стороны производств, которые находятся в мегаполисах и делают ставку на быстрое развитие в период коронакризиса.
По данным hh.ru, число предложений о работе вахтовым методом, размещенных с марта по июль, в Петербурге по сравнению с аналогичным периодом 2019–го выросло на 42% (в России — в 2 раза). Отличительная черта таких вакансий — высокие требования к опыту соискателя. В 42% случаев работодателям нужны специалисты со стажем от 3 до 6 лет, в 37% вариантах занятости — от 1 года до 3 лет. Всего 17% предложений были доступны кандидатам без опыта работы. При этом только в 4% резюме петербуржцев, опубликованных в мае–июле этого года, была указана возможность работать на вахте. Итог — дефицит кадров.
В управляющей компании "Мегатэкс" говорят о том, что сейчас рынок труда вахтовиков "оставляет желать лучшего": соискатели из других регионов боятся ехать на работу, опасаясь за свое здоровье. Не в пользу набора новых работников сыграли и введенные правительством меры социальной поддержки: после повышения пособий по безработице жители других регионов предпочли не искать счастья на стороне. Работы у кадровых компаний прибавилось. "В случае малейшего подозрения на недомогание сотрудники временно отстранялись от работы, а их заменяли вновь прибывшие на вахту специалисты", — рассказывает руководитель отдела персонала "Мегатэкса" Елена Кошелева.
О повышении спроса на вахтовиков говорят и в холдинговой компании Service group. "Организации, с которыми мы сотрудничаем, оказались гибкими. Если раньше они производили мебель, то в апреле стали делать маски и антисептики. Им–то и пригодились новые вахтовики", — говорит менеджер по подбору персонала компании Татьяна Шумова. И добавляет, что такие производства увеличили свою заявку на массовый подбор вахтового персонала примерно на 30%.
При этом, по словам представителей кадровых агентств, предложений от "производственников" так много, что вахтовики теперь могут выбирать сразу из нескольких вакантных мест: рабочих позиций стало больше, а вот соискателей не прибавилось.

Дела огородные

Справедливости ради заметим — с неотложной потребностью в линейном персонале компании в Петербурге справлялись не только с помощью привлечения иногородних вахтовиков. Так, в период "повышенного спроса на хлеб" "Fazer Россия" обращалась за помощью к компаниям, сотрудники которых временно потеряли работу из–за введенных на время карантина ограничений, например к сети ресторанов "Теремок".
"Чтобы предупредить возможную нехватку персонала у себя, мы связались с крупными игроками на рынке пищевого производства и общественного питания. Мы предложили им возможность временного трудоустройства сотрудников, которые находились в вынужденном отпуске из–за пандемии. После прохождения интервью к нам на работу по временному контракту вышло 60 квалифицированных специалистов", — делится опытом Екатерина Кулиненко, директор по связям с общественностью "Fazer Россия". Тем же, кто пошел по пути поиска вахтовиков в Петербурге, было непросто.
"Вахтовые работники очень востребованы как в Петербурге, так и в СЗФО из–за недостатка рабочей силы среди местного населения. Это в основном производственный линейный персонал в промышленной сфере. Однако история привлечения вахтовиков в нашем регионе не совсем успешна: заработные платы в Петербурге не намного выше региональных", — говорит Елена Кошелева.
И добавляет, что компании "Мегатэкс" удавалось привлекать вахтовых работников в Петербург в основном из близлежащих областей — Новгородской и Псковской, а также из Беларуси и Киргизии. Сейчас же, в условиях закрытых границ, рынок труда линейного персонала испытывает глубокий кризис. "Нам сложно найти сотрудников в Ленобласти. Привлекать их издалека нецелесообразно, а местных кандидатов необходимого уровня нет даже среди операторов–кассиров и кладовщиков. Мы перебираем буквально все варианты в Ленобласти: выкладываем вакансии, ищем в соцсетях. А квалификации все нет", — говорит директор по персоналу ООО "Кадровая Академия" Лариса Мелихова.
Заметно увеличился срок подбора вахтовиков. По информации компании Service group, если раньше позиция линейного сотрудника "закрывалась" за 2–3 дня, то во время пандемии кадровым компаниям могло потребоваться до 2 недель. Одни соискатели при приеме на работу отказывались делать обязательный сейчас тест на коронавирус из–за необоснованной боязни заразиться во время его проведения. Другие либо отсиживались за закрытыми границами региона, либо попросту боялись мегаполиса и его неутешительной ковидной статистики: так, на вахту в Петербург и Ленобласть часто не хотели приезжать жители Карелии.
"Тяжелый набор вахтовиков пришелся не только на период пандемии, но и на “время огородов”. Наша “целевая аудитория” соискателей часто так и говорит: пока приехать на заработки не можем, сейчас разгар урожайного сезона в огороде, звоните в сентябре. И именно в августе–сентябре ожидаем прироста числа вахтовиков в мегаполисах: заканчиваются все “огороды”, и люди едут на работу со спокойной душой", — рассказывает Татьяна Шумова.
Некоторых потенциальных вахтовиков останавливали даже изменившиеся, хотя и не сильно, условия работы. По обновленным правилам линейным сотрудникам приходилось использовать индивидуальные средства защиты — маски и резиновые перчатки. Выполнять физически тяжелую работу в таком "обмундировании" как минимум дискомфортно, а как максимум — просто не по силам части возрастных соискателей.
Еще одна боль работодателей — невозможность привлечь вахтовиков из дальних регионов. "Обычно мы работаем со всей Россией, но из–за эпидемиологической обстановки рассматривали кандидатов только из ближайших регионов — в основном из СЗФО. Все наши кандидаты сдавали тест на коронавирус. И мы просто не имели права приглашать издалека сотрудника, который сделал этот тест пару дней назад, а потом поехал на поезде или прилетел на самолете. Получилась бы какая–то бессмыслица", — объясняет Татьяна Шумова.

Только не в Москву

И если из регионов в Петербург вахтовиков набрать сложно, но возможно, то сами петербуржцы не спешат уезжать на вахту в другие регионы или даже соседнюю Ленобласть: соискатели видят проблему даже не в зарплате, а в престиже. В итоге, по словам кадровых компаний, из города в область сейчас едут только те, кого коронакризис лишил постоянного места работы. При этом в 47–м регионе доля вакансий на работу с вахтой от всех предложений достигает 27%.
"В разных регионах и условия разные. В докризисный период слышала, что нужно уезжать на заработки в Москву, — об этом как раз говорили петербуржцы. Но нужно понимать, что и жить там дороже", — говорит Лариса Мелихова.
Соглашаются с мнением в вопросе направлений и в "Мегатэксе": из–за разницы в зарплатах, по словам компании, для многих вахтовиков отправиться на заработки, оставив семью, предпочтительнее в Москву или на Крайний Север.
Иначе считает Татьяна Шумова — за 3 года работы с вахтовиками фраза "только не в Москву" была чуть ли не самой часто услышанной. "Мы работаем с компанией в Московской области, но с Северо–Запада сюда не едут. Вахтовики любят Ленобласть и Петербург, а вот в Москву отправляются нехотя. Существует мнение, что в столице есть риск попасть на недобросовестного работодателя, — сплошь и рядом встречаются случаи, когда соискателям обещают одну сумму, а платят в итоге гораздо меньше. Рабочие нередко говорят: пускай в Петербурге зарплата скромнее, но зато ее отдадут полностью, а не наполовину", — рассказывают в ХК Service group.
И все же есть профобласть, в которой вахта в другом регионе для петербуржцев зачастую необходима, — это нефтегазовое дело. Чуть ли не единственный способ получить опыт работы — съездить на реальный объект, с которыми в СЗФО — вполне ожидаемо — есть трудности.
"Обычно к нам в Ханты–Мансийский автономный округ (ХМАО) на ремонт нефтяных скважин действительно ездят вахтовики из Петербурга. Они тут набираются опыта, потому что больше негде, все нефтяники сегодня на “северах”: либо сюда, либо уже в ОАЭ, если владеешь английским. Хотя сейчас для вахтовиков и здесь мест нет: из–за пандемии работа на месторождениях частично приостановлена, а ремонтировать оборудование пока не нужно. Бригады вахтовиков–ремонтников сократились на 70% — было 10, стало три. Найма новых пока нет. И непонятно, куда девать прежних. Государство не спешит признавать нефтяников пострадавшими от коронакризиса, а фонд оплаты труда не резиновый", — анонимно говорят в одной из компаний, которая занимается ремонтом нефтяных скважин в ХМАО.
Здесь же рассказывают историю о том, что и самим специалистам сейчас по–человечески страшно оставаться в резервации на вахте. После того как в одной из бригад узнали, что у прибывшего на пересменку подтвердился коронавирус, все сотрудники покинули рабочие места и скрылись с месторождения.
Там же, где сейчас действительно нужна работа вахтовым методом и необходимо увеличение числа сотрудников — а именно на крупных перепрофилировавшихся предприятиях в мегаполисах, — теперь особенно тщательно следят за безопасностью. Набрать рабочих сегодня и так непросто, а даже временно растерять их из–за неосторожности — непозволительно.
"У нас в Петербурге и Ленобласти благо не было ни одного сотрудника, кто бы прервал свою вахту. Да, к нам какое–то время не приезжали новые люди, но прежние работали. Некоторых даже перебрасывали с одного производственного участка на другой — более востребованный.
Мы проводили все мероприятия для того, чтобы никто не заразился. Даже расселяли тех, кто жил вчетвером, — все стали жить по двое. В итоге мобильными оказались и мы, и сами вахтовики", — вспоминает Татьяна Шумова.
По общему мнению представителей кадровых агентств, с каждым днем вахтовики на Северо–Западе будут становиться все разборчивее и ждать от компаний–нанимателей улучшенных условий труда и жизни. Рабочие руки будут привлекать более комфортным временным жильем и повышением зарплат.
Уже в этом году, по информации hh.ru, в вакансиях с упоминанием вахты средняя зарплата в Петербурге составила 75 тыс. рублей, что на 9 тыс. рублей больше, чем в 2019–м. Пандемия лишь с новой силой запустила процесс "шлифовки" жизни работников на вахте.
В условиях закрытых границ стали особенно востребованы вахтовики из регионов. По сообщениям МВД, с 8 апреля по 31 мая из России выехало порядка 1,2 млн человек. Конечно, часть из них — это командированные и туристы, но все же очень многие — трудовые мигранты. Так возник дефицит рабочих. За первые 2 месяца пандемии потребность в персонале существенно снизилась. Но, когда ситуация в стране стала улучшаться, мы ощутили значительный отложенный спрос. У нас много рабочих из Карелии, Псковской, Новгородской, Вологодской и Тверской областей.
Егор Шемякин
руководитель группы кадровых компаний АКМЭ
Стараемся избегать проектов по подбору вахтового персонала. Одно дело — найти двоих квалифицированных токарей и получить по 70 тыс. рублей за каждого. Другое — отыскать 100 рабочих, но за каждого по 5 тысяч. Как правило, для закрытия подобных позиций нанимают сразу несколько кадровых агентств. А рабочие в Петербурге хорошо чувствуют себя в городе. Как–то работодатели из Литвы хотели заказать массовый подбор для судостроения. Думали, что отсюда дешево "перетащить" рабочих. В итоге быстро поняли: из Петербурга согласились бы уехать немногие. Зачем переезжать и жить в каком–нибудь вагончике, если условный токарь и здесь может получать в месяц 80–90 тыс. рублей, на которые претендует даже не всякий менеджер?
Сергей Лопаткин
директор рекрутинговой компании "Арес"