Роберт Капа — классик документальной фотографии и фотожурналистики, один из самых известных военных фотографов. На последней выставке в Манеже "Иной взгляд. Портрет страны в объективе агентства Magnum" невозможно было пройти мимо его работ — хотя бы потому, что с них начиналась вся экспозиция. Да и возникновение агентства Magnum, по сей день наиболее уважаемого и знаменитого объединения фотографов, тоже отчасти его заслуга.
Но Роберт Капа не всегда был Робертом Капой. В середине 1930–х венгерский юноша еврейского происхождения Эндре Фридман встречает в Париже другую еврейку–эмигрантку — Герду Похорилле (позже взявшую псевдоним Герда Таро). Она бежала от фашизма, но в ней никогда не жил страх: в 1933 году нацисты ее уже арестовывали. На арест она гордо шла в туфлях на высоком каблуке и макияже — таков был ее вызов. Смелая, дерзкая, яркая девушка стала украшением Парижа, но ей хотелось большего.
Полюбившие друг друга Эндре и Герда задумали создать ассоциацию из трех человек, этот проект и назывался "Робертом Капой". По их легенде, Герда должна была предлагать фотографии агентствам, а Эндре — проявлять пленки. И они оба якобы работали на американского фотографа по имени Роберт Капа, которого никто никогда не видел.
Герда начала заниматься фотографией сама, и, когда они с Эндре и другими журналистами отправились на гражданскую войну в Испанию, ее репортажные работы никак не подписывались. В лучшем случае они были авторства "Роберта Капы", обычно же — без имени.
Только в 2008 году были найдены 127 пленок Роберта Капы, Герды Таро и Давида Сеймура, это более 3 тыс. неизвестных фотографий с гражданской войны в Испании. Формально находка стала толчком для написания романа "В ожидании Роберта Капы", когда фотографии начали активно публиковать и обсуждать.
Испанская писательница Сусана Фортес — историк по образованию — схватилась за эту богатую тему "последней романтической войны или, по крайней мере, последней из тех, где можно было встать на чью–то сторону", сделав центральным персонажем Герду Таро. Герда действительно может быть символом мятежа: девушка погибнет в Мадриде в возрасте 26 лет. Не в ходе сражения, но от "осколка" этой войны — случайно наехавшего на кортеж с ранеными танка.
Такая героиня кажется находкой для феминистского романа и сама могла бы предстать в книге танком, идущим по жизни напролом. Но Фортес приписывает героине множество душевных переживаний, раскрывает Герду Таро скорее как трогательную девочку, которой, как, наверное, и многим, больше всего в жизни хотелось любви.
У Роберта Капы есть фотография Герды — миниатюрной девушки с короткой стрижкой в мужской пижаме, спящей в позе ребенка. Даже сложно понять, кто же изображен — подросток, девочка, маленький мальчик во взрослом костюме? Герда Таро была и мальчиком в мужской одежде, и наивной хрупкой девочкой, и храброй влюбленной женщиной. И Сусана Фортес пишет художественную вещь, чтобы глубже отразить не исторические факты, а эмоциональную жизнь амбициозной, нежной и трагичной Герды Таро.