Очень низкий сезон

Используя гостиничную терминологию, текущую ситуацию можно охарактеризовать как "очень низкий сезон". И не особо важно, как называть происходящее — "карантин" или "некая форма изоляции", в любом случае это ограничения, затронувшие практически все сферы деятельности, в том числе рынок апартаментов.
Если оценивать ситуацию формально, то продажи строящихся апарт–отелей, исчисляемые в количестве регистрируемых сделок, упали в разы. Не сильно ошибаясь, можно сказать — на порядок. При этом величина снижения числа регистраций сделок равна сумме действующих социальных ограничений как в части свободы перемещений и удаленного режима работы офисов, так и в части изменений в порядке работы МФЦ и органов, осуществляющих государственную регистрацию.
Восстановление рынка апартаментов пока не произошло и, если судить по количеству регистрируемых сделок, не произойдет еще в течение 2–3 месяцев. Но для рынка апартаментов характерны и такие показатели, как "глубина бронирования и проведения сделок", равные 1–2 месяцам. Как только будут сняты ограничения, довольно быстро (в течение квартала) выйдут на прежние уровни показатели обращения заинтересованных лиц в офисы продаж апартаментов. Но случится это при условии, что не будет более серьезной второй волны пандемии, которая в самом худшем сценарии поставит потенциальных покупателей и инвесторов на грань вымирания вместе с остальным человечеством.
Впрочем, риск подобного зловещего сценария все–таки маловероятен, поэтому восстановление рынка апартаментов произойдет еще быстрее, чем прогнозирует Минэкономразвития: при оптимистичном сценарии — в течение 2–3 кварталов с момента снятия ограничений, при пессимистичном — в течение года–полутора. Если говорить о тех апарт–отелях, которые работают давно, то чувствительное падение загрузки испытывают немногие, в основном те, где миксовалось краткосрочное и среднесрочное проживание.
Действующие апарт–отели, ориентированные на долгосрочную аренду или условно постоянное проживание, испытывают колебания загрузки в пределах 5–10% за счет того, что в традиционный график смены гостей минимально вмешался фактор ограничений, уменьшивший естественный приток. Дополнительное влияние оказывают факторы, связанные с изменением финансовых возможностей некоторых арендаторов и увеличением конкуренции в сегменте, обусловленной появлением интересных предложений от средств размещений, ранее специализировавшихся на среднесрочном и краткосрочном проживании. Апарт–отели, ориентированные на микс среднесрочного и долгосрочного проживания, переживают период незначительного снижения заполняемости долгосрочными гостями на 10–20% и ощутимое снижение загрузки в части среднесрочного проживания с потерями до 35–45% гостей. Итоговые потери загрузки составляют до 40–50%, компенсируемые более гибкими программами бронирования, прежде всего — в части стоимости проживания и дополнительными услугами.
Самые существенные потери в загрузке должны были бы понести апарт–отели, ориентированные на краткосрочное и среднесрочное проживание, но их у нас в городе практически нет. При этом потери были бы вдвойне ощутимее, поскольку у таких средств размещения лето традиционно относится к категории высоких сезонов. А по факту он оказался очень низким. Утешением служит лишь идея формирования отложенного спроса и возможная поддержка со стороны государства.