Закат дворцов потребления: безликие ТЦ останутся без посетителей

Работа ТЦ в условиях пандемии.
Автор фото: Ермохин Сергей
Работа ТЦ в условиях пандемии.
Автор фото: Ермохин Сергей

В английской "Википедии" уже есть статья "Ретейл-апокалипсис", в русской еще нет. Может быть, стоит заказать перевод, чтобы начать менять отношение девелоперов к реальности.

Сегодня в Петербурге после длительных уговоров на грани шантажа открываются торговые центры. Но на сердце все равно тревожно. Ведь очевидно, что ключевая проблема торговых центров не в том, что их душит Роспотребнадзор, злобным кукловодом нависший над губернатором. А в том, что на протяжении всего периода самоизоляции мало кто лил горькие слезы о торговых центрах, кроме собственно их владельцев и арендаторов. Конечно, есть шопоголики, которым не лень было стоять три часа в очереди в открывшуюся областную "Мегу", но большинство потребителей отлично адаптировались к новой реальности. Далеко не факт, что они захотят вернуться.
Чтобы понять, что происходит, стоит посмотреть на самую богатую страну — США, где гражданам на руки выдали такую материальную помощь, какая нам в России и не снилась. У американцев есть деньги, но их моллы пустеют, и в ближайшие 5 лет эксперты ждут закрытия четверти всех торговых центров. Виноватым, конечно, пока объявляют коронавирус, но на самом деле он только ускорил бегство потребителя в онлайн, которое началось еще в начале 2010–х. Западные эксперты прозвали этот феномен "эффектом Amazon", поскольку именно Amazon.com в последние годы обеспечивал свыше 50% всего роста в ретейле.
Понятное дело, российский онлайн–ретейл — это пока дозревающая ягода. Не весь бизнес был морально готов, не везде была инфраструктура, в сети все еще остро стоит проблема контрафакта. Но лед все–таки тронулся. Прямо в жилых домах в два приема открываются вполне приличные пункты выдачи заказов с примерочными.
А крупные бренды, кто не хочет терять клиентов, корпят над юзабилити своих продающих сайтов. Потребитель тоже подтянулся: выбора–то у него не было. По данным Тинькофф Банка, даже в июле доля онлайн–платежей в Петербурге на 20–25% выше, чем в феврале (пик был +30%). Получилось как с удаленкой: в начале все выли от ужаса, но за три месяца адаптировались и больше не хотят обратно во вчерашний день.
Сказывается и смена поколений. Лет пятнадцать назад раем казался храм потребления в Кудрово, где люди часами бродили по лабиринту IKEA, примеряя на себя шведские образы прекрасной жизни и нагружая тележку никому не нужной ерундой. Но "культ золотого тельца" сильно девальвировался с приходом в большую жизнь миллениалов, а еще большее раздражение будет вызывать, когда до шопинга дорастет поколение Z. Это другой потребитель, для него моветон — не second hand, а overconsumption, он за разумное потребление, и его очень беспокоит влияние перепроизводства на экологию. Ему вообще сложнее понять, зачем зарабатывать (и потом бездумно спускать) миллион, если можно счастливо и "осознанно" жить на полста тысяч в месяц.
Автор: Рисунок Виктора Тихомирова
Первой реакцией российского бизнеса на эти процессы будет, конечно, крик о помощи, адресованный государству. Дать им волю, они бы вообще законодательно обязали гражданина посещать ТЦ не реже раза в неделю, чтоб он там что–нибудь тратил (пусть хоть в кредит, если доходы совсем упали). Нужно ведь сохранять рабочие места, правильно? Социальная ответственность покупателей! Увы, в российской концепции, где неэффективная занятость поддерживается в угоду социальной стабильности, это может даже сработать. Но рано или поздно все равно придется что–то менять: безыдейные моллы сейчас хоронит весь мир.
И это на самом деле хорошая новость для всех. Сейчас мы живем в городе, в котором унылый торговый центр с кинотеатром — единственное развлечение для жителя дремучего спальника. Но это так не от хорошей жизни — и должно поменяться. Конечно, центры не исчезнут, но будут ли они торговыми?
Жителям северных городов, где зимой остро не хватает тепла и света, всегда будут нужны интересные места для встреч под стеклянным куполом — но почему мы думаем, что наши граждане способны только к потреблению?
Да, часть магазинов в результате уйдет. Но на их месте можно разместить креативные пространства, театры, музеи, да хотя бы качественную временную выставку. Голый стеклобетон с гротескными рекламными вывесками и парковкой — дополнить эффектным парковым пространством с фонтанами. Отказаться от части прибыли ради пресловутой "социальной ответственности", добавить эстетики, культурно–образовательной и деловой функции. Ну и склады с шоурумами, конечно, — ведь пресловутую "последнюю милю" никто не отменял.
Возможно, тогда именитым девелоперам не придется ломать копья в петициях и нервничать за свое будущее. В конце концов, что проще отстоять перед лицом граждан и власти: набитую импортными товарами стеклобетонную коробку, оболванивающую людей сеансами шопинга, — или театр, музей и парк с развитой ретейл–фукцией?