Дмитрий Маракулин Все статьи автора
16 июля 2020, 13:08 382

Вмешательство УФАС может изменить цены на хранение изъятых таможней товаров

Фото: Сергей Ермохин

В январе 2019 года Северо–Западная транспортная прокуратура обратилась в управление ФАС по Петербургу, усмотрев в действиях Балтийской таможни нарушения антимонопольного законодательства.

Таможня нашла новый способ выполнить план по сбору пошлин

Таможня нашла новый способ выполнить план по сбору пошлин

30409
Дмитрий Маракулин

По оценке надзорного ведомства, таможня предоставила двум ООО — "Валро" и "Партнер" — исключительные права на оказание складских услуг по хранению товара, изъятого и арестованного по делам об административных правонарушениях. В 2017–2018 годах, как считает прокуратура, Балтийская таможня заключила с "Валро" и "Партнером" договоры на хранение без проведения конкурентных процедур, без установления размера тарифов и стоимости услуг.

"Эта проблема является крайне острой для участников ВЭД, которые нарушили таможенные правила и товар которых был изъят таможенным органом в качестве вещественного доказательства по делу об административном правонарушении", — отмечает управляющий партнер юридической компании "Варшавский и партнеры" Владислав Варшавский.

Так, директор по развитию компании "Ресурс авто" Андрей Косинов рассказал "ДП" о проблемах своего поставщика, импортера автодеталей. "Летом прошлого года груз был перемещен на склад, который не приспособлен для хранения товара: там было грязно, наши детали были брошены на палеты. За неделю хранения нам выставили счет на 400 тыс. рублей. Однако сроки хранения искусственно затягивались: то одной бумажки нет, то склад не получил документы из таможни. В итоге выставили счет уже на 1,2 млн рублей. Правда, в ходе переговоров нам удалось добиться существенного снижения этой суммы".

Владислав Варшавский говорит, что стоимость хранения товара, изъятого таможней, на таких складах за считаные дни и недели составляет огромные суммы, не сопоставимые с рыночными ценами на аналогичные услуги: "В 2019 году одному из наших клиентов за незначительное по сроку хранение был выставлен счет более чем на 800 тыс. рублей. Среднерыночная стоимость такого хранения на тот период была раз в десять меньше".

Цена и схема

Механизм работы подобных компаний–хранителей прост: пока не оплачен счет за хранение, товар владельцу не выдается. Единственный способ снизить расходы по хранению — это договариваться о скидках, отмечают юристы. При этом управляющий партнер юридической компании "Магистраль" Марианна Чугаева указывает, что с 2014 года Балтийская таможня не обращалась в ФТС РФ за выделением лимитов бюджетных обязательств на оплату услуг по хранению изъятых товаров. Компании–хранители предоставляют таможне свои услуги бесплатно, заключив договоры хранения на безвозмездной основе.

Порошок не пройдет. РЖД не удалось отменить штраф, выписанный Кингисеппской таможней

Порошок не пройдет. РЖД не удалось отменить штраф, выписанный Кингисеппской таможней

253
Алексей Стрельников

А вот коммерсанты уже оплачивают хранение за тот период, что следует после завершения расследования административных дел. При этом ни "Валро", ни "Партнер", по всей видимости, не согласовывают стоимость своих услуг с владельцами изъятого груза. О ценах участники ВЭД узнают только в момент возврата своего имущества.

Так, в ООО "Партнер" услуги хранения 63 м3 товара в течение недели в июне 2019 года стоили около 360 тыс. рублей (без учета НДС). Торгово–промышленная палата Ленобласти, проводившая в августе 2018 года экспертизу стоимости услуг по хранению, погрузке и выгрузке товара на складе, дает такую среднюю стоимость для 61 м3 товара — около 2 тыс. рублей в сутки за хранение, погрузка и выгрузка стоят одинаково — чуть более 12 тыс. рублей.

К примеру, по Владивостокской таможне стоимость хранения изъятого товара составляет 90 рублей за 1 м3 в сутки, а стоимость погрузки–выгрузки несущественно отличается от обычных перевозчиков. А вот на тарифы Новороссийской таможни, по данным гильдии профессионалов ВЭД "Гермес", жалоб от участников ВЭД вообще не поступало.

Хранить по конкурсу

В сентябре 2019 года петербургское УФАС пришло к выводу, что Балтийской таможней нарушено антимонопольное законодательство. Ведомство выдало предписание — расторгнуть договоры с "Валро" и "Партнером" и обеспечить выбор хранителей на конкурсной основе.

Однако это решение было обжаловано Балтийской таможней, "Валро" и "Партнером" в Арбитражном суде Петербурга и Ленобласти, который недавно вынес решение по этому спору. Первая инстанция признала выводы УФАС законными и обоснованными.

Начальник Балтийский таможни Сергей Сенько, которому "ДП" отправил вопросы, был краток, ответив лишь на часть из них. Так, его ведомство не располагает информацией о тарифах на хранение. С решением арбитража не согласны, поэтому подали апелляционную жалобу и просят решение первой инстанции отменить. "Партнер", как следует из картотеки арбитражных дел, также подал апелляционную жалобу, но связаться с компанией "ДП" не удалось (ее контакты в сервисе "Контур.Фокус" не указаны). Представитель компании "Валро", не назвавший себя, заявил "ДП", что судебный спор не комментирует.

Долгая история

Попытки разрешить эту системную проблему предпринимались и ранее, но успеха не имели. По оценке Марианны Чугаевой, решение петербургского управления ФАС может в корне поменять эту ситуацию. "Если решение арбитражного суда по спору Балтийской таможни и хранителей с УФАС устоит, то в этом случае таможня будет обязана выполнить предписание антимонопольного ведомства. Полагаю, что если новые договоры будут заключены в соответствии с необходимыми конкурсными процедурами, то стоимость услуг хранителей будет соответствовать рыночным ценам", — полагает Марианна Чугаева.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама