Ловец без живца: рынок готового бизнеса восстанавливается после коронакризиса

Автор фото: vostock-photo
Аналитики "Авито" исследовали рынок готового бизнеса по итогам второго квартала текущего года. Если сравнивать с результатами первого, то общие показатели закономерно снизились: в Петербурге спрос на готовый бизнес упал на 32%, при этом цены выросли на 27%. Сейчас средняя стоимость компании составляет 5 079 000 рублей.
Однако в некоторых сферах заметен рост. Так, по России на 15% увеличился интерес к агропредприятиям, в Петербурге спрос на них вырос на 39%. Кроме того, в Северной столице продавать бизнес в сфере сельского хозяйства стали на 17% больше.
Как "ДП" рассказал руководитель отдела маркетинга бизнес–портала "Бибосс" Владимир Игнашин, спрос падал начиная с марта — это проявлялось в посещаемости и активности пользователей. Самая нижняя точка приходится на май–апрель: посещаемость снизилась на 30%, количество заявок — на 25%.
"Что касается предложения — в марте оно упало, после чего стало прирастать. Однако никакого вала продаж готового бизнеса в Петербурге мы не видим", — комментирует Игнашин.
По данным портала, наибольший интерес вызывают категории "производство" (12% посещаемости), "IT–компании" (также 12%) и "кафе" (4%).
По словам Игнашина, самой продаваемой является производственная сфера. "На рынке есть и относительно небольшие предприятия стоимостью до 5 млн рублей, и полноценные заводы за десятки миллионов. Петербург является городом с сильным производственным сектором, поэтому мы думаем, что высокий (относительно других городов) спрос и предложение в этой отрасли будут сохраняться. Наименьшим спросом сейчас пользуются компании, предоставляющие финансовые услуги", — говорит он.
В брокерской компании "Бизнес Бюро" дополнительно отмечают, что полностью рухнул спрос на островки и магазины в торговых центрах.

Не отдадим ни пяди

Во время пандемии на рынке поменялось поведение как покупателей, так и продавцов. Первые хотели приобрести бизнес подешевле, ссылаясь на коронакризис. Вторые же принципиально не соглашались отдавать свое детище со скидкой. Как отмечает в разговоре с "ДП" сооснователь брокерской компании "Бизнес Бюро" Богдан Пастушенко, инвесторы проявили повышенный интерес к компаниям, показатели которых в пандемию значительно улучшились: аптеки, продуктовые магазины, кофейни формата навынос, некрупные производства и табачные лавки. Владельцы растущих в коронакризис компаний, напротив, так просто на сделку не выходили. Бизнес, который раньше можно было продать за 1,5 млн рублей, выставляли уже за 3 млн.
Основатель компании "Альтера Инвест" Максим Новицкий также говорит, что во время карантина опытные инвесторы искали подешевевшие компании, которые показали рост.
"Профессиональные покупатели всегда умели зарабатывать в кризис. Менее подкованные инвесторы показали снижение интереса к готовому бизнесу примерно на 30%", — комментирует Новицкий.
Он также отмечает, что предприниматели не "сбрасывали" свои компании за любую цену: "Желания поскорее продать активы, пока не поздно, у бизнес–сообщества не было — это миф. Мы обзвонили около 3 тыс. продавцов, в целом они готовы на торг, но только тогда, когда уже есть конкретный покупатель. Публично предприниматели не хотят снижать стоимость компании", — говорит он.
Интересно, что, по данным "Альтера Инвест", определенным спросом пользовались и убыточные предприятия. По словам Максима Новицкого, выросли запросы на покупку точек общепита, гостиниц и даже event–агентств, выручка которых во время пандемии свелась практически к нулю.

Пока не в состоянии

Одна из главных тенденций на рынке — изменение скорости принятия решения. Желающие купить готовый бизнес затягивали с заключением сделки, особенно это касается неопытных предпринимателей. Так, Новицкий вспоминает примеры, когда начинающий бизнесмен не решался на покупку даже тогда, когда упускать сделку было глупо. "Продается пункт выдачи заказов из интернет–магазинов. Казалось бы, сфера растет как никогда, но покупатель и в этом случае сомневался в решении", — рассказывает он.
В целом эксперты говорят, что рынок готового бизнеса зависит не столько от общей ситуации, сколько от ожиданий и настроений покупателей.
Пока все вокруг говорят о крахе мировой экономики и предстоящем затягивании поясов, начинающие бизнесмены выжидают в сторонке. "Как только страх пройдет, мы увидим существенный рост рынка, динамика покроет убытки от кризиса", — рассчитывает Максим Новицкий.
Команда бизнес–портала "Бибосс" подчеркивает: несмотря на то что лето считается низким сезоном для покупки готового бизнеса, в июне показатели вернулись к докризисным значениям. Спрос на петербургском рынке уже находится на прежнем уровне, предложение показывает умеренный рост.
Эксперты предполагают, что осенью рынок полностью восстановится. По данным "Альтера Инвест", количество сделок еще не вернулось на прежний уровень, зато интерес к покупке готового бизнеса только растет. Аналитики "Авито" также считают, что на рынке готового бизнеса ситуация явно улучшается. Пусть и постепенно.