Пир во время чумы: как event–индустрия Петербурга пережила пандемию

Автор фото: ТАСС

Кризис и пандемия едва не уничтожили event–индустрию Петербурга. Выручка в этом сегменте рынка сократилась более чем на 80%. Впрочем, отдельные вечеринки проходили и во время самоизоляции.

У агентства CLEVER marketing выручка снизилась на 98%, пришлось сократить штат. "ЛенАрт" сообщает о падении доходов на 70%. "Половина лета точно пропала. 30% клиентов перенесли свои планы на следующий год. Столько же вообще отказались от мероприятий, в итоге осталась только треть. В основном агентства сейчас выживают за счет оплаты за ранее проделанную работу", — говорит руководитель компании Тимур Федосов.
Агентство Private Case работает с 2010 года и специализируется на организации корпоративных событий. Свою деятельность в условиях пандемии оно не приостанавливало.
"Несколько дней назад к нам “прилетел” запрос на участие в тендере на корпоратив. Его объявил крупный российский банк. На два вечера: в августе и в декабре. Плюс у нас есть запросы на организацию частных мероприятий, которые мы уже разрабатываем. В основном все, что мы сейчас делаем, не приносит денег, но мы остаемся на плаву", — рассказывает руководитель компании Павел Воронцов.
У Международного свадебного агентства количество работы в пандемию удвоилось. "Весенние и летние даты перенеслись на следующий год. Мы не потеряли этих клиентов, но сейчас мы не получим от них прибыли", — рассказывает Марина Малкина, руководитель компании.
Свадебный организатор Ангелина Испирян сообщает, что агентство Skazka Project также продолжает свою деятельность (ведутся онлайн–переговоры с парами и подрядчиками). Однако значительно снизилось количество приходящих клиентов. Офис компании пустует с 28 марта, финансовое положение весьма нестабильное.
В настоящий момент растет спрос на небольшие свадьбы (20–25 гостей), также клиенты готовы рассматривать вариант проведения торжеств в загородных коттеджах.
"Раньше мы скептически к этому относились, но сейчас это стало интересно. Уютный вечер с близкими у камина или пенная вечеринка с выездным баром. Похоже, что карантин открывает новые возможности", — считает Ангелина.
По мнению экспертов, свадебный сезон сдвинется в этом году на месяц — на период с июля по октябрь. Это сильно ударит по организаторам.
Те компании, которые не имели в этом сегменте рынка стабильного дохода, отправились искать постоянную работу. Также закрываются еще совсем молодые фирмы.
Агентство Skazka Project в мае 2019–го работало с пятью заказчиками, в этом году клиент всего один. Выручка сократилась в 5 раз.

Перепрофилировались

Агентство "ЛенАрт" владеет шатром и собственной интерактивной площадкой "Парадайз" в Репино. Компания приостановила прием заказов на организацию мероприятий, взамен предложив клиентам аренду необходимого инвентаря.
"Мы позволяем людям пользоваться этой услугой, чтобы они могли провести торжество на своей территории. То есть мы не являемся организаторами, нас не могут оштрафовать", — говорит Тимур Федосов, генеральный директор компании.
Тем временем компания Hot Content Event рекламирует свои дополнительные услуги по созданию поздравительных видеороликов и слайд–шоу, делает сайты. "Мы были бы рады что–нибудь организовать, даже в рамках закона и с соблюдением всех санитарных норм. Но заявки просто сейчас отсутствуют", — делится Антон Кокульский, руководитель компании.

Digital–формат

Компания Private Case делает упор на развитие форматов онлайн–корпоративов. Все полноценно: ведущий, конкурсы, интерактив, викторины. Сейчас здесь занимаются созданием проморолика на основе пилотного проекта, который разрабатывали ранее со своими партнерами по рынку. И ряд клиентов уже ждет запуска нового формата. Тем не менее Павел Воронцов считает, что онлайн не заменит реальный event. "Это больше подойдет для бюджетных клиентов. Те же, кто готов много платить за вечеринки, после карантина вернутся в живой формат. Атмосферу праздника в онлайне не передать, это абсурд", — считает он.
С таким мнением согласно большинство представителей рынка. "У нас полноценный состав: ведущий, диджей, оборудование. А как проводить такой праздник в Zoom, я не понимаю. Это как есть муляж", — говорит Тимур Федосов.
CLEVER marketing, напротив, сообщает о высоком спросе на такие онлайн–услуги. Сейчас агентство ведет переговоры с несколькими крупными заказчиками.

Что будет дальше

Говорить о полном восстановлении event–индустрии даже к концу лета нельзя. Исходя из анализа экономических кризисов прошлых лет, можно предположить, что окончательно рынок встанет на ноги только к 2021 году.
Эксперты не считают, что пандемия сильно изменит отрасль. "Предпочтения клиентов не меняются, они подстраиваются под внешние обстоятельства. Как только жизнь вернется в норму, люди начнут праздновать", — считает Тимур Федосов. Руководство "ЛенАрт" рассчитывает, что все ограничения снимут уже в конце июля.

Вопреки режиму

Впрочем, петербургские вечеринки проходят и в режиме самоизоляции. В основном они организовываются в загородных отелях и ресторанах. Официально их никто не афиширует.
Клубный андеграунд переехал на заброшенные заводы. Только за май любители техно–музыки провели как минимум пять частных встреч. Все по правилам: ребята танцевали в масках, гостей присутствовало не более полусотни, закрытый формат.
Гламурные мероприятия активизировались с наступлением лета. Агентство "Вкусный Петербург" Олега Ше организует туры по Финскому заливу под названием "Понедельник — рай". Это ужины или вечеринки на яхтах и катерах. За 2019 год провели 10 туров, в этом году планируют побить рекорд. Проводится санитарная обработка судна и рассадка людей по всем карантинным правилам. "Гостей на палубе до 10 человек. На катера, как я помню, запретов не было", — говорит Олег Ше.