Рынок наружной рекламы Петербурга обвалился на 70%

Автор фото: ИНТЕРПРЕСС

Состояние рынка наружной рекламы обсудили на круглом столе в "ДП". Чиновники, представители отрасли и эксперты соревновались в пессимизме и мрачных эпитетах.

Режим самоизоляции ударил по всем сферам рекламного рынка: от снижения потока пассажиров и пешеходов пострадала наружная реклама, деятельность event–агентств фактически оказалась под запретом. Многие компании значительно сокращают затраты на рекламу либо совсем отказываются от таких расходов. Директор Северо–Западного представительства Ассоциации коммуникационных агентств России Наталья Пилатова отмечает, что даже интернет и телевидение, аудитория которых возросла, теряют доходы из–за сокращения рекламных бюджетов.

Перешагнули

Председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Петербурга Владимир Рябовол говорит, что падение рынка составляет 50–70%. "Порог, который можно безболезненно пройти, — 20–30%. Когда рынок теряет 70% — это уже критические показатели. Компании сталкиваются с запредельными нагрузками и не могут исполнять свои финансовые обязательства в полном объеме".
При этом у большинства операторов есть кредиты, которые они взяли для участия в 2017 году в торгах на размещение рекламных конструкций.
Гендиректор Северо–Западного отделения компании "ЭСПАР–Аналитик" Вера Дементьева отмечает, что, по предварительным оценкам, в апреле зафиксировано падение по крайней мере в 2 раза. По ее словам, в мае отрицательная динамика сохранится.
Президент Ассоциации операторов наружной рекламы Петербурга Кирилл Опарин считает, что снижение на 50% — довольно оптимистичная оценка. "С таким масштабным кризисом рынок наружной рекламы не сталкивался ни разу. В апреле мы фиксировали падение на 60–64%, в мае показатель достиг уже 70%. В июне коммерческая нагрузка может снизиться на 70–80%", — сказал Опарин.

Второй пакет в помощь

Владимир Рябовол отмечает, что 12 мая был опубликован второй пакет мер поддержки петербургского бизнеса. "Первый пакет отвечал за более приоритетные задачи — поддержка в области здравоохранения, предприятий общепита, продуктового ретейла, транспортной и энергетической инфраструктуры. Во втором пакете правительство расширило список отраслей, в том числе в нем предусмотрены меры поддержки рекламного блока", — рассказывает он.
"В документе предусматривается перенос на конец года платежей, которые игроки рынка должны были осуществить в августе. Кроме того, конкурсными процедурами, которые были проведены в 2017 году, предусмотрены годовые платежи по договорам операторов за право использования городских территорий в рекламных целях. В текущей кризисной экономической ситуации это условие становится практически неисполнимым. В этой связи вместе с финансово–экономическим блоком правительства мы рассматриваем возможности перехода на поквартальный режим, — комментирует он. — Это даст возможность, с одной стороны, сохранить стабильность поступлений в бюджет, с другой — снимает пиковую финансовую нагрузку на операторов".
Рябовол также отмечает, что в Смольном в случае необходимости готовы разрабатывать дополнительные меры поддержки социально значимых отраслей. "Возможно, будет принято решение предоставить операторам дисконт по платежам или отменить их по программам, имеющим высокую социальную значимость. Такой опыт был реализован в предыдущие кризисные годы", — говорит чиновник.

Пострадавшая отрасль

На данный момент рекламный рынок не входит в список отраслей, наиболее пострадавших от коронакризиса. И Кирилл Опарин говорит, что это одна из основных проблем. "Формально мы не являемся пострадавшей отраслью. Из–за этого сталкиваемся с соответствующим отношением многих организаций, например банков. Они работают по инструкциям и формально не могут дать нам никаких послаблений. Но наша выручка уже не покрывает наши расходы".
Event–агентства, по словам Натальи Пилатовой, нуждаются в сохранении запланированного финансирования госзаказа на организацию мероприятий.