Как ускорить современную экономику в условиях коронакризиса

Автор фото: Коньков Сергей
Нынешнее состояние мировой экономики и негативные прогнозы развития экономики российской — это издержки не столько самого вируса, сколько борьбы с ним. Экономика остановилась, потому что были остановлены ее главные моторы — агломерации, большие города, генераторы 70% мирового ВВП. И скорость выхода из кризиса будет зависеть от того, как быстро забурлит привычная нам городская жизнь.
Именно скорость — ключевое здесь слово. Тот, кто говорит, что экономика большого города может восстановиться шаг за шагом, потихоньку, при условии "соблюдения социальных дистанций", тот заблуждается, и будем надеяться, что заблуждается добросовестно. Мы либо выйдем из кризиса очень быстро, либо не выйдем из него вообще, продолжая существовать на дне.
Почему? Потому, что главная проблема нынешнего кризиса — это даже не деньги, потерянные предприятиями и работниками. Это ресурсы, необходимые для деятельности этих предприятий, которые были утрачены во время кризиса. И вообще все косвенные издержки, которые принес нам карантин. И эти издержки очень трудно оценить в привычных терминах недополученных доходов или невыплаченных зарплат.
Ну что такого, скажут мне, что не работает парикмахерская? Разрешим — придут мастера и клиенты, и все будет работать. Ну в крайнем случае сменится владелец.
А может быть, и не будет, отвечу я. И даже деньги здесь не помогут. Только начни перечислять — для парикмахерской нужно много–много мелочей. Этими мелочами парикмахеров обеспечивали поставщики, но что мы знаем о судьбе этих поставщиков сейчас? Они свернули свою деятельность или нет? А те, кто занят был производством того, что поставляли поставщики? По какой цене они готовы продавать? Да, у всех были какие–то запасы, но сколько этих запасов осталось?
А теперь попробуйте представить себе более крупное предприятие. Например, речные трамваи — главный туристический event Петербурга. И представьте себе тысячи людей и сотни тысяч производственных, сервисных и логистических цепочек, ключевым узлом которых является этот бизнес. Что будет с ним? Когда и как эти цепочки смогут восстановиться? И смогут ли?
Да, и откуда возьмутся клиенты у малого и даже у большого бизнеса? Мы надеемся, что люди быстро вернутся к прежним потребительским привычкам. Но пропаганда сделала все, чтобы люди действительно начали бояться и посещения общественных мест, и лишних контактов. Даже если у людей остались деньги, у них должно быть и желание их тратить. Не будет такого желания у горожан — бизнес не спасут никакие налоговые поблажки. Кстати, налоги налогами, но для городского бизнеса ключевой вопрос — это вопрос аренды. Что скажут предприниматели, когда вместо клиентов к ним придут арендодатели? Нет клиентов — нет денег? Нет денег — нет любви, ответят владельцы помещений?
Современная экономика — это экономика контактов. Город — это грандиозный катализатор таких контактов, питательная среда для человеческих связей. Если вы хотите, чтобы экономика города заработала как можно быстрее, вам нужно придумывать, как усилить или ускорить эти контакты. Например, если вы так боитесь "сокращения социальных дистанций" в транспорте, значит, вам нужно не "оптимизировать" маршруты, а выводить на улицы весь автопарк, чтобы люди не ждали единственного автобуса. Дорого? Так простой экономики и растущие по экспоненте косвенные издержки в итоге обойдутся вам намного дороже.
Надо просто понимать: каждый час простоя города увеличивает наши косвенные потери — материальные, ресурсные, организационные и человеческие, которые в какой–то момент могут оказаться невосполнимыми.