Грузоперевозки: без "Платона" и налогов есть шанс выжить

Автор фото: vostock-photo

За месяц карантина объем автомобильных перевозок непродовольственной продукции, по разным оценкам, упал примерно на 50%, продовольственной – на 15-20%. Ожидается, что через две недели режим ограничений в России может быть снят, но восстановиться рынку перевозок так скоро едва ли удастся.

Без шанса на экономию

Коронакризис не пощадил никого – в условиях закрытия торговых площадок, ряда предприятий, в сфере перевозок так или иначе пострадали все: и крупные игроки, и небольшие транспортные компании, и частники. О своем текущем положении игроки рынка говорят неохотно, лишь подчеркивают, что времена настали непростые. "Загрузка сильно упала, у некоторых коллег работа вообще встала", — рассказал dp.ru один из представителей отрасли.
"Работы поубавилось. Сейчас на праздники, на две недели, вообще останавливаемся. Думаю, прорвёмся, в июне должны заработать", — поделился еще один представитель сферы перевозок, компания занимается транспортировкой различных видов грузов по России, в том числе вывозом грузов из петербургского порта.
Наибольший удар пришелся на перевозчиков, работающих с малым и средним бизнесом, сетями, специализирующимися на продаже одежды и другой непродовольственной продукции. По оценке профильной ассоциации "Грузавтотранс", такие компании потеряли до половины объема перевозок. Объем негабаритных перевозок сократился примерно на 20%.
У компании "Совавто — Санкт-Петербург" загрузка парка из-за эпидемии коронавируса и введенных в связи с этим ограничений, как и у многих, снизилась. "По понятным причинам объемы упали, выполняются обязательства по старым контрактам, периодически перевозим медицинские грузы", — рассказал член совета директоров ПАО "Совавто — Санкт-Петербург" Сергей Петросян.
Кроме недостатка грузов перевозчики столкнулись с проблемами из-за введения ограничений в период эпидемии. Так, в некоторых регионах перевозчиков не допускали к работе без получения специального пропуска на автомобили (путевых листов и других стандартных документов на перевозку было не достаточно), а водителей обязывали и где-то обязывают до сих пор соблюдать 14-дневный карантин в случае возвращения из другого субъекта страны, рассказал глава Ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. По его словам, в последний месяц также ужесточились требования к перевозчикам со стороны дорожной инспекции.
"Реальную поддержку получили около 10% работающих в стране компаний-перевозчиков. Даже далеко не все крупные организации вошли в этот список. Помощь в нужной степени не оказана, снижение налоговой нагрузки доступно не для всех. В результате с рынка может уйти около трети компаний", — заявил Владимир Матягин.
В качестве мер поддержки перевозчики просят приостановить работу системы "Платон", предполагается, что это позволит компаниям сохранить финансы в текущей ситуации. От властей также ждут временной отмены транспортного налога, а также снижения цен на топливо. "Более дешевое топливо помогло бы не только перевозчикам, но и населению. Более дешевое топливо – более низкая цена на перевозки, а значит, и более низкая стоимость конечного продукта", — подчеркнул Владимир Матягин.

Фактор выживания

Те, кому повезло в кризис, тоже есть, но их совсем немного. Держаться на плаву удается тем, кто сотрудничает с компаниями, не остановившими свою работу. Так, компания "Оранж" взаимодействует с организациями, специализирующимися на строительных материалах и оборудовании
"Мы хорошо переживаем период самоизоляции, потому что стройки работают. Оборудования стало чуть меньше, но все же крупные производства тоже как работали, так и работают. Катастрофического спада у нас нет", — рассказал владелец компании "Оранж" Дмитрий Шаров. По его словам, компания работает согласно графику. Благодаря внедренной в работу с 2017 года CRM-системе все сотрудники "Оранжа" трудятся из дома "без ущерба для производства".
В группе компаний «Монополия» dp.ru рассказали, что в начале введения режима повышенной готовности был зафиксирован всплеск по количеству заявок на перевозки продуктов питания и прочих температурных грузов в несколько раз, но со временем ситуация стабилизировалась. Кроме этого, в компании отметили, что ограничения, введенные из-за пандемии, дали ощутимый толчок для развития онлайн-платформ в сфере перевозок.
"Сейчас на нашей онлайн-платформе отмечается большой приток новых грузоперевозчиков", — рассказал генеральный директор Monopoly.online Лев Стариковский. Это связано со сложностью коммуникации в прежней модели из-за удаленной работы, а также недостатком работы для частных перевозчиков. В ГК "Монополия" рассчитывают, что нынешняя ситуация позволит рынку быстрее адаптироваться к новым онлайн-реалиям.
При этом несмотря на продвижение цифровых систем оффлайн-реалии, по мнению большинства участников рынка, останутся нерадужными. "За счет того, что деловая активность снижается, сокращается объем перевозок, стоимость на услуги будет падать. При этом обязательства по выплате лизинговых платежей никто не отменял. Для многих перевозчиков это может оказаться катастрофичным", — отметил Дмитрий Шаров. Более того, у многих компаний лизинговые платежи завязаны на иностранной валюте, и падение курса рубля стало для них дополнительным ударом.
Таким образом, минимум до конца года стоит ожидать снижения объемов закупок новой техники, а также новых прицепов. Уже в марте 2020 года объем рынка новых грузовых автомобилей в России, по данным агентства "Автостат" упал на 17,9% по сравнению с мартом 2019 года, до 5,5 тыс. единиц.
Единственным плюсом, который видят перевозчики в текущей ситуации, — уход недобросовестных мелких игроков с рынка. Серая зона может сократиться, так как выжить смогут лишь те, у кого есть запас прочности.