От Богородицы до Сталина. Об идеологическом казусе в панно про присоединение Крыма

Автор фото: twitter.com/MBKhMedia
Увлекшись портретами действующих первых лиц и почившего генералиссимуса на стенах главного военного храма, публика совершенно упустила из виду гораздо более концептуальный сюжет: Богородицу на панно про присоединение Крыма. А ведь это бомба замедленного действия, заложенная под наши основы.
Действующие лица в окружении "вежливых людей" на фоне развевающихся триколоров и плаката "Крым наш" стоят в нижней части мозаичной картины, а над ними Дева Мария держит свой омофор — нечто вроде шали. Это — Покров Пресвятой Богородицы, невероятно популярный в русском православии сюжет, основанный на видении константинопольского святого Андрея Юродивого. Когда столица империи была окружена врагами и вот–вот могла пасть, во время богослужения во Влахернской церкви Андрей увидел, как Богородица снимает с головы платок и простирает его над молящимися, защищая их от беды. В тот же момент налетел ветер и разметал корабли осаждавших.
Неувязочка в том, что осаждавшими, вероятно, были славяне.
В Средние века это мало кого смущало, потому что, во–первых, на таких подробностях не акцентировались, а во–вторых, религиозная самоидентификация превалировала над национальной, если не полностью ее заменяла. Более того — Богородице случалось помогать и в победе русских над русскими. Так, например, в Новгороде до сих пор особо чтят икону Знамения, на которой есть следы от попавших в нее стрел. Это стрелы объединенного войска русских князей под предводительством суздальцев, которые осаждали Новгород в 1170 году. Икона была вынесена на стену, а когда в нее попали, повернулась лицом к горожанам и заплакала. Тогда "Господь обрушил гнев свой на все полки русские, и покрыла их тьма". Новгородцы же "вышли в поле и одних перебили, а других захватили в плен". Любопытно, кстати, что у суздальцев была своя икона Богородицы — Владимирская. В общем, очевидно, что это не очень подходящий символ. Сегодня мы с Богородицей Крым у украинцев отберем, а завтра они с нею — у нас.
Гораздо надежнее материальные реликвии. Если, например, у нас есть голова Иоанна Крестителя, то она есть только у нас, а у врагов наших ее нет. Впрочем, и тут не все так просто. Дело даже не в известной шутке, что в мире есть пять голов этого святого, но только две из них подлинные. А в том, что вокруг этих голов — коррупция и обман.
Известно, например, что царь Алексей Михайлович, "воссоединяя" Украину с Россией, задумал по такому случаю сделать из последней центр мирового православия. Царь мыслил примерно в этом направлении: центром православия является место, в котором сосредоточены все его материальные и нематериальные символы. Поэтому под Москвой был построен Новый Иерусалим, а сам Тишайший отчаянно занялся собиранием реликвий. В частности, он выпросил с Афона на временное поклонение голову Иоанна Златоуста и отказался ее возвращать, предложив денежную компенсацию. Монахи обиделись, но деньги взяли, а потом заявили, что подсунули глупому русскому царю поддельную голову, настоящая же по–прежнему хранится у них.
Таким образом, очевидно, что и материальные активы не могут служить надежными источниками благодати: поднимешь голову на штандарт, а враги распустят слухи, что она ненастоящая. И не только идеологически оплошаешь, но еще и себя дураком кругом выставишь.
Вопрос же отнюдь не праздный. Речь ведь идет о главном храме Вооруженных сил РФ, закладывающем основы тех символов, с которыми наши солдаты дальше понесут Русский мир (хотя, конечно, их там нет). Ответ напрашивается сам собой. Ни Богородица, ни чья–нибудь голова — Сталин. Сталин — наш родной символ, который у нас никто не украдет и не оспорит. Только Сталин и с нами.