Карашаш Ногаева Все статьи автора
22 апреля 2020, 09:34 11086

До работы и обратно. Почему петербуржцы не соблюдают режим самоизоляции

Фото: Сергей Коньков Купить фото

В апреле Петербург несколько раз находился в оранжевой зоне индекса самоизоляции и почти достигал красной — то есть большое количество горожан находится на улице. При этом петербуржцы выходят из дома явно не ради покупок. По данным банков, количество транзакций в офлайне упало на десятки процентов.

Данные индекса и банковских транзакций показывают: петербуржцы, как и жители многих других городов-миллионников, полностью изменили свой образ жизни, отдав предпочтение онлайн-покупкам. Поэтому единственная причина, почему горожане всё ещё могут выходить на улицы, — работа, которую далеко не у всех можно перевести на удалённый режим.

Холодильник вместо гречки: петербуржцы активно скупают бытовую технику на фоне эпидемии

Холодильник вместо гречки: петербуржцы активно скупают бытовую технику на фоне эпидемии

61274
Карашаш Ногаева

Как работает индекс

Индекс самоизоляции был разработан компанией "Яндекс" для интерактивного мониторинга количества людей, которые находятся вне своего дома во время пандемии коронавируса. Индекс высчитывается на основе данных использования различных приложений и сервисов "Яндекса".

На момент написания публикации индекс самоизоляции в Петербурге составлял 3,0 балла (светло-оранжевая зона индекса), что является в среднем довольно высоким показателем самоизоляции для города. Но при этом индекс всё же был ниже, чем в Москве, где индекс самоизоляции в это же время показал 3,6 балла (жёлтая зона индекса). Для сравнения: ещё один российский город-миллионник — Новосибирск на момент написания публикации имел индекс 4,5 балла (зелёная зона).

В "Яндексе" dp.ru рассказали, что за последние сутки в Петербурге выше всего индекс самоизоляции был в период с 21:00 до 07:00. Ниже всего значение индекса было с 12:00 до 15:00 — именно в это время на улице находилось больше всего людей.

"Выше всего индекс самоизоляции в Петербурге был на первой неделе введённого режима ограничений — с 30 марта по 5 апреля. В будни самое высокое значение индекса было в четверг, 2 апреля (3,5 балла). В выходные индекс самоизоляции поднялся выше всего в воскресенье, 5 апреля (3,9 балла). В следующие 2 недели в Петербурге индекс самоизоляции в будни не превышал 2,9 балла, что означает, что на улице очень много людей. В выходные самое высокое значение индекса достигло 3,5 балла, это значит, что люди на улицах есть, хоть и не очень много. При этом максимальное значение индекса самоизоляции — 5 баллов, что сравнимо с глубокой ночью, когда почти все спят", — рассказали в пресс-службе компании.

По данным "Яндекса", на прошедшей неделе средний индекс самоизоляции в Петербурге составил 3,0 балла. Это на 2,0 балла больше, чем в обычную неделю до распространения коронавируса. При этом по сравнению с предыдущей неделей индекс снизился на 0,1 балла, то есть на этой неделе больше людей стали выходить на улицу.

В рейтинге городов-миллионников по итогам недели Петербург занял четвёртое место. Самый высокий индекс самоизоляции на прошлой неделе был в Москве (3,5), Перми (3,1) и Нижнем Новгороде (3,0).

Кальяны, игры и садовый инвентарь. Что петербуржцы покупают онлайн на карантине

Кальяны, игры и садовый инвентарь. Что петербуржцы покупают онлайн на карантине

10193
Карашаш Ногаева

Покупают в интернете

Горожане могут покидать дом по разным причинам — для покупок в продуктовых магазинах и аптеках, для покупок навынос в точках общепита (в городе многие представители ресторанного сегмента сейчас работают в этом режиме, среди них сети "Буше", "Цех 85", "Теремок", Булочные Вольчека и т. д.), для выгула домашних животных и для поездки на работу (для тех, кто не может работать в удалённом режиме).

В Райффайзенбанке решили сравнить количество онлайн-транзакций и транзакций вне дома — в общественных местах, чтобы выяснить, как россияне соблюдают режим самоизоляции. Компания проанализировала транзакционную активность клиентов банка в восьми самых популярных категориях офлайн-трат и составила рейтинг 20 городов по соблюдению самоизоляции.

По их результатам Петербург является лидером по снижению транзакционной активности в регионах. Город занимает второе место в рейтинге после Москвы.

Наибольшее сокращение транзакций ожидаемо произошло в магазинах одежды и мебельных центрах, в ресторанах и сетях быстрого питания. При этом количество транзакций в онлайн-магазинах в категориях "одежда", "всё для дома" и "мебель" по сравнению с февралём, наоборот, резко возросло — в 2–3 раза. Количество покупок в продуктовых магазинах упало на 21% (в онлайне выросло на 42%), а городской транспорт стали оплачивать на 80% меньше. В онлайн-сегмент перешла и оплата АЗС (+18%, падение в офлайне — 38%). Покупки в точках общепита упали на 91%.

При этом, если сравнить данные из другого города СЗФО этого рейтинга — Калининграда, можно заметить разительные отличия в поведении горожан. Там цифры по онлайн-покупкам выросли на сотни процентов. Так, в Калининграде количество онлайн-транзакций по категории "одежда" выросло на 321%, доставку из ресторанов — на 122%, на покупку мебели — на 172%. При этом наибольшее увеличение количества онлайн-транзакций пришлось на товары для дома (+798%).

Тем не менее, несмотря на снижение транзакционной активности в общественных местах, в Петербурге довольно большое количество горожан находится на улице. То есть люди выходят из дома явно не ради покупок.

"Наиболее вероятная причина нарушения режима самоизоляции жителями Москвы и Петербурга — необходимость посещать работу. Далеко не все отрасли и работодатели смогли оперативно мобилизоваться и организовать удалённые рабочие места. Лучше всех к такому вызову оказались готовы банки и ИТ-компании", — считает Дарина Хохлушина, заместитель директора Северо-Западного регионального центра по розничному бизнесу Райффайзенбанка.

В банке считают, что сейчас можно говорить о том, что потребительские привычки петербуржцев за последний месяц изменились коренным образом: "Жители двух столиц практически в 2 раза сократили количество покупок в магазинах одежды и мебельных центрах, в ресторанах и сетях быстрого питания. При этом количество транзакций в онлайн-магазинах в этих категориях выросло в 2–3 раза. Любители общепита стали заказывать еду и продукты на дом — количество транзакций в категории "рестораны" и "фастфуд" выросло в марте на 40–60% по сравнению с февралём", — добавила собеседница dp.ru

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама