Перетекли. Петербургские провайдеры рискуют сократить доходы от обслуживания корпоративных клиентов

Автор фото: Vostock-Photo

Карантин уже обернулся ростом трафика в домашних сетях Петербурга на уровне 15–25%.

Чтобы справиться с возросшей нагрузкой, ряд местных домашних сетей вынуждены спешно докупать сетевое оборудование — невзирая на валютный курс, стоимость доставки и установки. Многие петербургские провайдеры перевели сотрудников на удаленную работу. Иной раз на местах попросту не хватает специалистов, способных установить и настроить новое оборудование.
Между тем в секторе услуг связи для организаций наблюдается обратный тренд — трафик падает. Сотрудники фирм и компаний массово переходят на удаленку, при этом корпоративные заказчики просят провайдеров приостановить оказание услуг и "не выставлять счет (за интернет. — Ред.)".
Действительно, действующие Правила оказания телематических услуг связи (п. 48) обязывают провайдеров "по письменному заявлению абонента… без расторжения договора приостановить оказание услуг связи абоненту": "При этом с абонента взимается плата за весь период, указанный в заявлении, в соответствии с установленным для таких случаев тарифом".
В сегменте физлиц такая практика добровольной блокировки (заморозки) действующих контрактов давно стала нормой. Ежегодно с началом дачного сезона сотни тысяч местных абонентов традиционно уезжают на дачи и, как правило, приостанавливают на лето действие контрактов на услуги интернет–доступа. Подключение к услугам домашних сетей уже много лет является условно бесплатным, поэтому провайдеры не берут с клиентов–физлиц деньги за такую заморозку договоров на летний период. (Иначе абоненты будут попросту расторгать договоры на лето, а осенью подключаться вновь.)
Однако в сегменте юрлиц, как оказалось, сложившейся практики добровольной блокировки попросту нет. Большинство местных провайдеров, работающих в сегменте организаций, оказались не готовы к массовым запросам "мы все уходим на карантин; отключите нам услуги в офисе и не выставляйте счет". Де–юре приостановка обслуживания может быть платной, однако мало кто из операторов заранее предусмотрел подобный сервис в договорах и (или) тарифных сетках.
Провайдеры, в принципе, сейчас могут скорректировать договоры, вписав в них стоимость добровольной блокировки контрактов. Однако в нынешних условиях, когда бизнес в основной своей массе переживает, мягко говоря, тяжелые времена, взимание платы за заморозку контрактов неизбежно приведет к снижению лояльности бизнес–пользователей. Большинство операторов склоняются к тому, что придется пойти навстречу корпоративным клиентам и "приостанавливать (оказание услуг. — Ред.) из–за карантина": "Иначе пользователи затаят обиду и постараются переключиться (на другого провайдера. — Ред.) при первой возможности".
Если тренд перехода на удаленку сохранится и станет массовым, это повлечет за собой ощутимое сокращение доходов от обслуживания корпоративных клиентов и увеличение расходов на обслуживание частных клиентов. Далеко не факт, что в таких условиях небольшие операторы смогут обеспечить бесперебойную и качественную работу своих сетей.