Эксперты предрекают череду банкротств и кризис на рынке. Но даже самые пессимистичные прогнозы звучат осторожно — ситуация меняется едва ли не каждый день.
В Петербурге временно остановится производство на крупнейших автомобильных заводах. Сборка Nissan прекратится с 30 марта по 5 апреля, Hyundai снова запустит конвейер после 3 апреля. Дилеры также вынуждены взять паузу. Сегодня о закрытии своих центров объявил один из ведущих игроков рынка ГК "РОЛЬФ".
Автомобильный кластер, загнанный в угол сложной экономической ситуацией, получил новый удар из-за эпидемии коронавируса и указа президента Владимира Путина о нерабочей неделе.
Закрытие на спаде
"Заводы вынуждены остановиться согласно решению президента о нерабочей неделе. Конечно, это отразится на показателях производства, но это не такой сильный фактор, как общее падение спроса на автомобили в связи с коронавирусом и обвалом рубля. Поэтому дальнейшие производственные планы и динамика выпуска автомобилей будут больше зависеть от сроков пандемии и волатильности рубля", — отметил в комментарии dp.ru генеральный директор "Auto-Dealer-СПб" Михаил Чаплыгин.
Как показывают отраслевые отчеты, выпуск автомобилей на петербургских заводах шел на спад. Производство за последние 2 месяца сократилось на 2%. В феврале объем незначительно увеличился — на 0,3%. Тем не менее это стало лучшим результатом для последнего месяца зимы за 6 лет. Положительный результат стал возможен в том числе благодаря старту производства обновленной модели Hyundai Solaris и высокому спросу на продукцию местного автопрома в начале года.
В условиях резкого обвала рубля продажи сначала пошли вверх. В первые дни после скачка валют покупатели бросились за автомобилями, чтобы успеть до массового подорожания. Но сейчас дилерские центры снова наблюдают отток клиентов. При сохранении нынешних отрицательных трендов рынок новых легковых автомобилей рискует упасть на 15–20% по продажам, прогнозируют в агентстве "Автостат".
Бесконечные совещания
На этом фоне весь авторетейл оказался под угрозой закрытия на целую неделю из-за коронавирусного карантина. Совещания о том, как будут работать дилерские и сервисные центры в ближайшие дни, начали проводиться сразу после выступления главы государства и продолжались вплоть до вечера 27 марта.
Анонс возможных закрытий откладывался до последнего момента. Типичные ответы дилерских центров: "Сегодня штатно работаем, на следующей неделе расписание уточняется", "Пока информации нет, будет известно позже", "График на следующую неделю пока не составлен, сегодня и на выходных, до понедельника, принимаем клиентов по обычному расписанию".
Первыми о своем решении объявили в ГК "РОЛЬФ". Дилерские центры компании будут закрыты для посещения с 28 марта по 5 апреля.
"Компания "РОЛЬФ" — социально ответственная организация, и для нас главным приоритетом является здоровье наших клиентов и сотрудников. Мы полностью поддерживаем меры, выработанные правительством страны для предотвращения распространения коронавируса. В связи с этим все дилерские центры будут закрыты для посещения клиентами в период с 28 марта по 5 апреля включительно. Мы вынуждены пойти на эту меру, чтобы ограничить контакты между клиентами и сотрудниками компании при личном общении и этим внести свой вклад в борьбу с распространением эпидемии", — отметили в компании.
Клиентов ГК "РОЛЬФ" просят по возможности оставаться дома и избегать мест скопления людей. Кроме того, в связи с действующими ограничениями компания переходит на дистанционный сервис приобретения автомобилей и просит отложить плановые визиты в сервис до окончания периода карантина.
"Серьезный удар по бизнесу"
По мнению Михаила Чаплыгина, дилеры действительно попали в сложную ситуацию из-за указа президента. В последние 2 дня им приходилось перестраиваться и принимать сложные управленческие решения.
"Формально они не имеют права работать, но простой салонов на неделю — это серьезный удар по бизнесу. Нам известно, что некоторые дилеры будут удаленно общаться с клиентами. Например, с помощью современных мессенджеров можно по видеосвязи рассказать клиенту об автомобиле и предварительно договориться о покупке. Что касается сервисных мощностей, то тут однозначного решения нет — это более оперативная услуга, отказ от предоставления которой будет сильно бить по автосалонам", — полагает эксперт.
В Ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) накануне получили множество обращений с вопросом о работе дилерских центров. Однозначного ответа в сложившейся ситуации не было. Глава профессионального сообщества Олег Мосеев направил обращение к Владимиру Путину, пытаясь договориться с государственными органами и получить какие-либо рекомендации. Мосеев заявил, что дилерские центры следует добавить в список исключений, на которые не распространяется действие указа. В условиях эпидемии автосалоны могут обеспечить бесперебойную работу и обслуживание транспорта, в том числе экстренных, аварийно-спасательных и правоохранительных служб.
Ранее дилеры просили о мерах поддержки у премьер-министра Михаила Мишустина. Авторетейл состоит из 3,3 тыс. дилерских центров и почти 300 тыс. сотрудников, годовой оборот — около 3 трлн рублей. От благополучия отрасли зависят порядка 1 млн человек. Рынок еще не восстановился после предыдущего кризиса, который привел к закрытию 1,2 тыс. центров и увольнению около 100 тыс. человек, отмечали в ассоциации. Без дополнительной помощи отрасль может столкнуться с новой чередой банкротств автодилеров и большим количеством сокращений персонала.