Пересмотреть нормы

Платные и перехватывающие парковки хоть и с переменным успехом, но пытаются ослабить загруженность центра Петербурга автомобилями. На окраинах такой способ решения проблемы не работает. Жителям растущих там кварталов бесплатных стоянок не хватает, а платить за место в паркинге они не могут.

Во всем мире вопрос разгрузки крупных населенных пунктов от автомобилей обычно решается устройством платных парковок в центре, налаженной работой наземного транспорта, строительством новых линий метро и децентрализацией коммерческой недвижимости.
В Петербурге этот метод в целом одобряется, но догмой не считается. Метро почти не строится, маршруты наземного транспорта сокращаются. Разве что деловые кварталы постепенно возникают и вне центра, а планы по строительству автостоянок срываются пока еще не настолько часто, чтобы перестать верить их анонсам.

Что мешает

Парковки, как и новые офисные здания, появляются и в центре Петербурга, и на разном удалении от него. Пока их немного. По данным СПб ГКУ "Городской центр управления парковками Санкт–Петербурга", сегодня в городе 2799 платных парковочных мест в Центральном районе. Кроме того, 17 городских автостоянок на 2599 мест организованы в Петродворцовом, Кировском, Красногвардейском, Московском, Приморском районах и в том же Центральном.
Эксперты считают, что для нашего города этого мало, но объясняют объективными причинами. "Парковок в Петербурге недостаточно, — считает директор департамента консалтинга Colliers International в Санкт–Петербурге Василий Довбня. — Проблема обеспеченности города стоянками должна решаться параллельно с общим развитием транспортной инфраструктуры города. Но, например, строительство подземных парковок, как и станций метро, осложняется спецификой почвы Петербурга".
А вводить в эксплуатацию в нужном количестве наземные не позволяют недобросовестные подрядчики. По их вине не суждено было сбыться прошлогодним планам Городского центра управления парковками Санкт–Петербурга. В 2019 году центр завершил проектирование пяти перехватывающих автостоянок на 388 машин у станций метро "Шушары", "Выборгская", "Старая Деревня", "Проспект Ветеранов" и железнодорожной станции Царское Село. Еще одна городская автостоянка, вмещающая 156 авто, была спроектирована на улице Дыбенко.
Однако, по информации учреждения, нанятые городом подрядчики работу завалили, и открыть парковки не удалось. Например, перехватывающая стоянка у станции метро "Ломоносовская" выполнена на 80%, у станции "Проспект Большевиков" — на 40%. Еще хуже вышло в Рыбацком. К работе над парковкой у одноименной станции удалось только приступить — ее построили лишь на 10%. А на Дачном проспекте строительство даже не начиналось. Остается надеяться, что в текущем году ввод указанных объектов в эксплуатацию все же состоится.

Планы на год

Всего, по данным центра, в 2020 году в Петербурге должно появиться восемь перехватывающих и две городские парковки.
Одну из них на 80 авто построят у стадиона "Газпром Арена", вторую — уже на 113 мест — в Кронштадте. Перехватывающие стоянки расположатся как поблизости от центра города, так и на окраинах, рядом со станциями метро. Среди них "Выборгская", "Старая Деревня", "Шушары", "Ломоносовская", "Проспект Большевиков", "Рыбацкое", "Проспект Ветеранов". Еще одна парковка будет построена у железнодорожной станции Царское Село. Общая вместимость стоянок составит 768 авто.
Кроме того, город планирует подготовить проекты еще трех перехватывающих автостоянок у станции Царское Село, рядом со станциями метро "Проспект Большевиков", "Рыбацкое" и двух городских автостоянок на улице Оптиков. Их общая вместимость составит 697 мест.

Плотность застройки

На окраинах мест для парковки личного автотранспорта тоже не хватает. Но не из–за того, что там увеличивается количество рабочих мест. Причину дефицита эксперты видят в несоответствии нормы обеспечения жилых комплексов стоянками современным реалиям.
"Норма одно парковочное место на 80 м2 жилой площади не обеспечивает необходимое количество парковочных мест и приводит к тому, что в крупных многоэтажных комплексах все территории, прилегающие улицы и проезды забиты машинами, — говорит Василий Довбня. — Сегодня на семью у нас, как правило, одна, а иногда и две машины, а значит, и норму нужно увеличивать".
Автомобилей действительно много, но увеличение нормы по обеспечению жилья парковками проблему не решит. Места в прилагающихся к жилью паркингах есть. Но вот занимать их своими ландо новоселы не торопятся, поскольку сделать это можно за дополнительные и немалые деньги. По данным консалтингового центра "Петербургская недвижимость", в конце 2019 года средняя стоимость места в паркинге жилого комплекса класса масс–маркет составляла 0,8 млн рублей. В Приморском районе — 0,81 млн, в Красногвардейском — 0,78 млн, в Выборгском — 0,71 млн, в Калининском — 0,72 млн.

За городом

В пригородах Петербурга цены как будто пониже. Место в паркинге там в среднем стоит 0,42 млн рублей. Однако нужно учесть, что под пригородами понимается не Пушкинский район, где с ценами все в порядке и место стоит обычные для города 0,72 млн рублей, а Кудрово, Мурино и иже с ними. Тогда станет понятно, кому предлагаются машино–места и почему их не торопятся покупать. Представителям этой целевой аудитории 0,42 млн рублей за место в паркинге оплатить так же тяжело, как тем, для кого их по 0,8 млн строят в черте Петербурга.
Вероятно, одно лишь увеличение количественной нормы машино–мест на определенную жилую площадь проблему не только не решит, но даже усугубит. Новые многоуровневые паркинги займут те небольшие участки земли, куда еще сегодня машины можно ставить бесплатно. А покупать места в них не будут.
Гораздо эффективнее оказалось бы снижение плотности застройки. Чем меньше в доме квартир, тем меньше в нем людей и их машин под окнами. И, между прочим, в центр их каждое утро будет отправляться меньше.