Минфин хочет внести поправки в УК, дополнив его нормы конфискацией денег за уклонение от репатриации валютной выручки.
На сегодняшний день санкции ст. 193 и 193.1 Уголовного кодекса не предусматривают конфискации средств, являющихся предметом преступления. Для того чтобы обосновать желаемые нововведения, Минфин приложил к законопроекту пояснительную записку. Она гласит, что данные поправки дадут возможность "расширить случаи применения института конфискации как иной меры уголовно–правового характера", а также обеспечат формирование в законодательстве "эффективного конфискационного режима". Поправки планируется внести в ст. 104.1 УК. Понятно, что эти меры направлены на то, чтобы в нынешние нелегкие времена пресечь вывод валюты за рубежи отчизны. Ужесточение наказания также коснется займов и сделок, которые не влекут за собой ввоза товара в Россию.
Однако пока не ясно, каким образом власти намерены производить эту самую конфискацию. Ибо в поправках не определено, о каком имуществе идет речь. Если валютная выручка осталась за границей, то на что будет обращена конфискация? Ведь в большинстве случаев к моменту судебного решения у фигурантов подобных дел вполне может не оказаться вообще никакого имущества.
"Основной вывод активов за рубеж осуществляется при создании и осуществлении деятельности от имени фирм–однодневок с заранее разработанным планом и схемой сокрытия дальнейших операций за рубежом, — объясняет Евгений Дробов, руководитель юридической фирмы “Дробов и партнеры”. — Преступление считается оконченным в момент, когда в соответствии со сроком, указанным в договоре, деньги не поступили на соответствующие счета. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. Лица, которые осуществляют незаконный вывод денежных средств, могут составить такой документ, вписывая туда любой разумный срок, и обезличить деньги. Когда наступит срок и соответствующие инстанции возбудят дело, арестовывать и конфисковывать уже будет нечего. На мой взгляд, данная инициатива Минфина не окажет желаемого эффекта".
Сегодня внесение поправок в нормативно–правовой акт находится в стадии публичного обсуждения. В ближайшее время документы направят в правительство РФ.