Карашаш Ногаева Все статьи автора
20 марта 2020, 12:03 12386

Онлайн-аптеки наступают. Эпидемия коронавируса полностью изменит аптечный рынок

Фото: Алена Марченко. фото: vostock-photo

Отечественный e-commerce давно ждал возможности запустить официальную продажу лекарств в интернете, но соответствующие поправки в законодательство постоянно откладывали. Еще тогда ожидалось, что это может привести к полной трансформации фармацевтического рынка, где постепенно главенствующую роль займут онлайн-аптеки и агрегаторы.

Эпидемия COVID-19 внесла свои коррективы. Президент Владимир Путин в срочном порядке разрешил дистанционную продажу безрецептурных лекарств. Теперь же российский ретейл отмечает, что из-за коронавируса рынок ждут большие изменения, гораздо более крупные, чем если бы эпидемии не было.

Таблетки переезжают. Аптеки готовятся к снижению выручки из-за снятия запрета на онлайн-продажу лекарств

Таблетки переезжают. Аптеки готовятся к снижению выручки из-за снятия запрета на онлайн-продажу лекарств

19803
Карашаш Ногаева

Объемы нарастят не только различные интернет-аптеки, но и весь отечественный e-commerce. Уже сейчас опрошенные "ДП" агрегаторы наблюдают рост спроса на десятки процентов.

Долгожданная фарма

Помимо этого Госдума планирует 31 марта рассмотреть текущий законопроект с учетом поправок о продаже рецептурных препаратов. Согласно версии, принятой ранее в первом чтении, предлагалось продавать онлайн только безрецептурные препараты, а также лекарства, не содержащие наркотических веществ и спирта. В новой версии добавятся препараты по рецепту, а указанные ограничения сохранятся.

По итогам 2019 года общее количество заказов лекарств через интернет в России составило более 40 млн штук, объем российского рынка интернет-продаж лекарств составляет около 60 млрд рублей. Главными игроками рынка являются Wildberries, Ozon и "Аптека.ру". В настоящий момент продажа лекарств является наиболее быстрорастущим сегментом российского рынка e-commerce.

При этом долгое время этот сегмент коммерции находился в подвешенном состоянии. Формально существовал запрет на онлайн-продажу лекарств, а также на доставку купленных препаратов на дом курьером. Поэтому игроки рынка мягко обходили запреты. Например, в "Аптеке.ру" заказанные в интернете лекарства можно забрать только из стационарных аптек. В Ozon пошли дальше. Компания получила лицензию на фармацевтическую деятельность и открыла офлайн-аптеки для соблюдения всех правил хранения и отпуска лекарств. Клиенты могут забрать товар из аптечного пункта или же "дать поручение курьеру" с целью ознакомиться с товаром и отдать его затем покупателю. Таким образом, даже несмотря на формальные запреты, рынок продолжал развиваться, потому что чувствовал запрос со стороны аудитории.

"Рынок интернет-торговли очень ждал фармы, этот сектор настолько перспективен, что может прибавить 1% к общему объему отечественного e-commerce, который будет составлять 5% вместо настоящих 4%. Столько же может дать только алкоголь", — считает Алексей Федоров, председатель комитета по торговле "Деловой России" и сооснователь магазина "220 Вольт".

Специалистом быть обязан. Медицинское образование стало актуальным на фоне вспышки коронавируса

Специалистом быть обязан. Медицинское образование стало актуальным на фоне вспышки коронавируса

303
Любовь Лучко

По его мнению, такие перспективы продиктованы традиционным отечественным отношением к лечению, большинство граждан сами принимают решение о необходимости приема безрецептурных препаратов, лишь немногие обращаются за профессиональной медицинской консультацией при легком недомогании. Эксперт отмечает, что безрецептурные препараты — это порядка 60% от всей покупаемой фармы. И, по оценкам Алексея Федорова, 15–20% этого объема в ближайший год перейдет в онлайн.

"На фоне коронавируса вырастут продажи лекарств за счет сокращения посещения всех общественных мест, то есть при условном расстройстве желудка решением будет становиться покупка медикаментов с доставкой", — добавил Федоров.

Ранее представители крупных аптечных офлайн-сетей были против того, чтобы доставку лекарств осуществляли курьеры, обосновывая это тем, что это должны делать фармацевты, добавляет, в свою очередь, Артем Деев, руководитель аналитического департамента AMarkets.

"Помимо того что принятое решение в условиях эпидемии коронавируса — это, безусловно, позитивный шаг для людей, находящихся на карантине, разрешение онлайн-продажи безрецептурных лекарств даст очень сильный импульс рынку. Подписанное президентом разрешение увеличит оборот электронной торговли лекарствами минимум в 1,5–2 раза, чему будет способствовать эпидемия коронавируса в России", — заключил он.

Высокий спрос

Игроки рынка уже видят значительное увеличение спроса со стороны потребителей. Так, руководитель отдела электронной коммерции ЦВ "Протек" (компании принадлежит онлайн-сервис "ЗдравСити") Даурен Абеуов рассказал, что за последнюю неделю на фоне распространения коронавируса они наблюдают примерно пятикратное увеличение числа продаж противовирусных препаратов.

"На сегодняшний день на долю онлайн-продаж лекарственных средств приходится порядка 3–5% фармрынка. Однако полагаю, что в течение года после подписания указа о дистанционной продаже безрецептурных препаратов этот показатель может возрасти до 15–20%. Основываясь на данных "ЗдравСити" — онлайн-сервиса ЦВ "Протек", который сейчас охватывает 15 тыс. аптек в 78 регионах РФ, — можно говорить о росте среднего чека на безрецептурные лекарства. На сегодня он составляет более 2 тыс. рублей", — добавил собеседник.

Изменениям рады и российские маркетплейсы. Ozon в ожидании поправок к законодательству открыл три аптечных пункта — в Москве, Твери и Петербурге, получив лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

"Текущая ситуация оголила насущную проблему, показав, что сейчас онлайн-покупка и доставка для тысяч или даже десятков тысяч граждан России может быть фактически единственной возможностью получить доступ к необходимым лекарствам, и очень важно, что первые лица государства настолько оперативно отреагировали на этот вызов — это большой шаг по обеспечению всех жителей страны широким ассортиментом доступных лекарств. Очевидно, что впереди важный этап детализации, от которой как раз зависит, как быстро бизнес сможет включиться в социально важную историю. Со стороны Ozon мы протестировали свои бизнес-процессы заблаговременно", — прокомментировал генеральный директор Ozon Александр Шульгин.

В ближайшее время организовать доставку безрецептурных лекарств из крупнейших аптечных сетей обещали и в "Яндекс.Такси". Сделать заказ можно будет на сайтах аптек и фармацевтических компаний с помощью безналичной оплаты, каждый заказ соберет сотрудник аптеки из числа официальных партнеров "Яндекса". Доставку заказа будут осуществлять водители и курьеры, которые работают с заказами сервисов IT-компании.

"Яндекс" начал тестирование сервиса. Компании уже удалось договориться с аптечными сетями "Апрель", "36,6", "Горздрав", ГК "Эркафарм" (бренды — "Самсон-Фарма", "Доктор Столетов", "Озерки", Superapteka.ru), ГК "Фармаимпекс" (бренды — "Бережная аптека", "Фармаимпекс", "Экона" и др.), "Невис", а также с крупнейшими отечественными производителями лекарств — ГК Alium ("Венарус", "Максилак", "Необутин" и др.), "Материа Медика" ("Эргоферон", "Ренгалин", "Тенотен" и т. д.), АО "Полисорб" (бренд "Полисорб"), "Инфамед" (бренд "Мирамистин"). Переговоры ведутся и с другими аптечными сетями и фармпроизводителями.

На первом этапе сервис будет открыт в Москве и Петербурге, а затем может распространить свою работу в другие города России.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама