Неприкосновенный запас. Коронавирус вызвал бум спроса на доставку продуктов

Автор фото: Алена Марченко, фото: vostock-photo

Участники рынка доставки готовой еды и продуктов на дом зафиксировали резкий скачок спроса в минувший уик-энд. У покупателей возрос спрос на нескоропортящиеся товары — крупы, консервированную продукцию, макароны и предметы гигиены.

Россияне начали закупаться товарами впрок, чтобы пережить карантин. О том, сколько потратили петербуржцы на доставку и что они покупали, рассказывает "ДП".

Нагрузка на бизнес

Резкий скачок спроса приносит бизнесу не только высокие прибыли, но и некоторые проблемы. Так, в iGooods рассказали, что ряд товаров длительного хранения заканчивается в магазинах гораздо быстрее, чем обычно, с такими возросшими потребностями покупателей не успевают справиться поставщики супермаркетов.
"Продукты с коротким сроком хранения, например куриные крылья, поставляют в магазины раз в сутки. В эти выходные люди скупали их за несколько часов. Отсутствие товаров на полках увеличивает число замен в заказе. Обычно закупщик комплектует заказ за 40 минут, сейчас это занимает в 1,5–2 раза больше времени", — рассказали в iGooods.
Поэтому клиенты ждут доставки гораздо дольше обычного. А в Петербурге и Москве доставка порой может переноситься на следующий день.
С 9 по 15 марта компания зафиксировала рост спроса в 3–4 раза в обеих столицах, 80% заказа приходится на продукты длительного хранения. Самыми популярными товарами в заказах являются гречневая крупа, рис, макароны, сахар, консервы (от мясных и рыбных до горошка и кукурузы) и туалетная бумага. Покупатели просили выбирать продукты со сроком годности от 6 месяцев.
В iGooods добавили, что средний чек заказов также вырос на 25%. Обычно он составляет 3,5–3,6 тыс. рублей, сейчас же он составляет 4,6 тыс. Число заказов по сравнению с февралем выросло на 30%, в прошлом месяце iGooods совершало 3,7 тыс. доставок в день.
Управляющий и сооснователь iGooods Григорий Кунис рассказал, что в компании ожидают сохранение высокого спроса в течение как минимум еще 2 месяцев, поэтому в компании принимают меры, чтобы сохранить эффективность работы сервиса: "Мы усиливаем штат курьеров, задействуем все доступные ресурсы по подбору персонала, чтобы справиться с наплывом заказов. Каждый день наши сотрудники проходят медобследование перед выходом на работу. Мы рассчитываем, что ретейлеры будут прикладывать усилия для более быстрого пополнения полок, чтобы не допустить дефицита продуктов".

Запас на черный день

В Delivery Club также наблюдают рост запасливости клиентов. В компании рассказали, что количество заказов продуктов выросло на 22% за минувшие выходные (14–15 марта) по сравнению c выходными неделей ранее (7–9 марта). Средний чек вырос на 15%.
При этом обычно в выходные, приуроченные к Международному женскому дню, доставщики наблюдают весьма высокий спрос, который растет на десятки процентов. Поэтому примечательно, что даже по сравнению с праздничными днями компания отметила рост числа заказов.
"В большей степени на рост количества заказов оказали влияние не те покупатели, которые решили позаботиться о "запасах", а те, которые предпочли онлайн-заказ обычному походу в магазин. Хотя мы, действительно, видим повышение спроса и на продукты длительного хранения — крупы, макаронные изделия, консервы", — рассказали представители Delivery Club.
В компании отмечают, что для рынка готовой еды текущая неделя станет наиболее показательной. Потому что именно в этот период стартует переход на удаленный режим работы большинства учебных заведений и крупных компаний, что может спровоцировать рост заказов на дом.
"Пока мы склонны считать, что доставка из ресторанов растет за счет привычных факторов: это изменение модели поведения потребителей, быстрые темпы развития самого сервиса и сезонность", — отмечают представители сервиса.
При этом в компании также добавили, что опыт стран, закрытых на карантин, показывает, что жители начинают чаще пользоваться доставкой продуктов и готовой еды.
В "Яндексе" не стали раскрывать основные показатели минувшего уик-энда, но отметили, что заметили значительный рост спроса на доставку продуктов из "Яндекс.Лавки". В "Яндекс.Еде", которая доставляет готовую еду, также зафиксировали рост спроса, но топ популярных блюд при этом не изменился.
"В минувшие выходные наблюдался повышенный спрос в "Яндекс.Лавке" — в основном на товары длительного хранения и средства гигиены. Выросли также средний чек и количество товаров в корзине. К коллапсу это не привело, мы ищем возможности расширения емкости распределительных складов и начинаем сотрудничать с новыми поставщиками, чтобы обслужить всех клиентов", — рассказали представители компании.