Иван Воронцов Все статьи автора
16 марта 2020, 00:18 957

Остаться в живых. Петербург стал вторым в антирейтинге регионов по ликвидации предприятий

Авторемонт
Авторемонт
Фото: Волков Павел

По итогам 2019 года в России прекратили свое существование 611 755 предприятий. Новых зарегистрировано почти в 2,5 раза меньше: 264 595. Положительный баланс открывшихся и ликвидированных предприятий смогли сохранить всего лишь пять регионов страны. С большим отрывом этот небольшой список возглавляет Ленинградская область. "ДП" проанализировал, как живет и умирает российский бизнес.

Оптимизм в официальной версии: рост экономики Петербурга опережает общероссийские показатели

Оптимизм в официальной версии: рост экономики Петербурга опережает общероссийские показатели

488
Иван Воронцов

Опасный возраст

Сокращение численности предприятий — устойчивый тренд последних 4 лет. По данным международной аудиторско–консалтинговой сети FinExpertiza, по состоянию на 2015 год в стране было зарегистрировано чуть больше 5 млн юридических лиц (без учета государственных и муниципальных предприятий). До конца 2019 года дожило почти на 2 млн меньше: 3 121 865.

Самое значительное сокращение численности предприятий в прошлом году произошло, разумеется, в Москве (разница между зарегистрированными и ликвидированными — 124 497 в пользу последних). На втором месте Петербург, где убыль составила 31 782 предприятия. Масштабы нашего отрицательного сальдо можно сравнивать не с отдельными регионами, а сразу с федеральными округами. В СФО, например, стало на 29 650 организаций меньше, в ЮФО — на 26 715, в УФО — на 24 891, в ДФО — на 10 999, а в СКФО — всего на 6747.

Данные Росстата подтверждают и дополняют эту печальную картину. По ним также можно проследить, какой возраст является самым опасным для здоровья молодых предприятий. Ведь больше половины юрлиц не переживают первую пятилетку. Своего пика их "смертность" достигает на втором–третьем году. К примеру, из 54 667 петербургских предприятий, закрывшихся в 2019 году, 33 241 было младше 5 лет. Из них 9106 (27,4%) — двухлетки, 8595 (25,8%) — трехлетки. В общем, все как в жизни: чем старше, тем крепче иммунитет. Если, конечно, не забывать о профилактике и своевременных прививках, а иногда и карантине.

Торговля гаснет

Если посмотреть на динамику ликвидации предприятий в разрезе видов экономической деятельности, то самой рискованной оказывается одна из самых массовых отраслей: оптовая и розничная торговля с авторемонтом.

Будить поздно. От нейрокепки к нейрокаске: какие передовые технологии создаются в Петербурге

Будить поздно. От нейрокепки к нейрокаске: какие передовые технологии создаются в Петербурге

635
Иван Воронцов

На каждую тысячу действующих предприятий в этой сфере приходится 248 ликвидированных. Тут же Росстат насчитал и самое большое количество угасающих предприятий (систематически сокращающих численность работников и оборот) — 17 244.

Не очень хорошо обстоят дела и у строителей. Коэффициент ликвидации по этому виду деятельности составляет 208, а количество угасающих предприятий — 9366.

Если не учитывать такую специфическую сферу, как "деятельность домашних хозяйств как работодателей", то третье место в антирейтинге по коэффициенту ликвидации достанется финансовой и страховой деятельности — почти 187. А по количеству угасающих предприятий тройку замыкают обрабатывающие производства — 7661.

У соседей лучше

Положительным сальдо между зарегистрированными и ликвидированными предприятиями могут похвастаться пять субъектов РФ.

Это Чукотка (+2), Ингушетия (+27), Бурятия (+37), Чечня (+154) и довольно странно выглядящая в этой компании Ленинградская область с внушительным плюсом — 585 предприятий. За прошлый год в регионе зарегистрировали 2578 организаций, а ликвидировали всего 1993.

В региональном объединении работодателей "Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области" (СПП ЛО) это объясняют эффективными мерами поддержки со стороны администрации.

"Районы Петербурга живут по смете. А районы Ленинградской области живут с того, что сами заработают. Соответственно, они кровно заинтересованы в развитии бизнеса на своей территории", — поясняет президент СПП ЛО Александр Габитов.

Председатель совета Союза малых предприятий Петербурга Владимир Меньшиков считает, что правильнее оценивать бизнес–активность региона все же не по численности организаций, а по количеству рабочих мест и объемам налоговых отчислений. В разговоре с корреспондентом "ДП" он напомнил, что в 2019 году налоговые органы в Петербурге вели активную борьбу с "фирмами–пустышками", что явно повлияло на итоговую статистику. Правда, чистка реестра юридических лиц не обходилась без перегибов: порой действующим предпринимателям было не так–то легко доказать налоговикам, что их бизнес реален и не является "прокладкой" для серых схем.

При этом бизнес–климат в соседнем регионе Владимир Меньшиков оценивает положительно: "Видно, что Ленинградская область действительно предпринимает активные действия, чтобы регистрировать у себя как можно больше организаций. В том числе, чтобы они уходили из Петербурга в область. Это тенденция не совсем еще сформировалась, но явно намечается".

"Город же забирает у области людской ресурс. Так что вполне справедливо, что он "возвращает долг" таким образом", — не отрицает этого заместитель генерального директора Исполнительной дирекции СПП ЛО Сергей Тихомиров.

Отчасти сокращение числа предприятий связано с уходом с рынка слабых игроков, и это — объективный процесс. Но статистика свидетельствует о значительной депопуляции во всех сегментах бизнеса и о сокращении доли малого и среднего предпринимательства в ВВП страны. Основная причина высокой "смертности" бизнеса, на мой взгляд, кроется не в уровне предпринимательской грамотности и уходе неэффективных игроков, а в текущих экономических условиях слабого спроса и стагнирующих доходов населения. Поэтому чаще всего закрывались компании в оптовой и розничной торговле — они сильно зависят от потребительских настроений.
Елена Трубникова
Президент Международной аудиторско–консалтинговой сети FinExpertiza
Более десятка лет предпринимательский сектор Петербурга развивался преимущественно за счет роста потребления. В последние несколько лет люди отказывают себе в услугах, которые не являются уникальными или жизненно важными. Компании испытывают все большее давление инфляции и роста прямых издержек, но при этом не могут повысить цены, так как клиент уйдет. Ленобласть же привлекает не потребительские, а производственные компании, для которых ситуация улучшилась, несмотря на налоги и прочее. К примеру, им помогают программы импортозамещения. Кроме того, посмотрите, где увеличивается экспорт, — это крупнотоннажные отрасли. Сельское хозяйство, лес, уголь. В Петербурге такие компании не открыть. А в области или где–нибудь на Алтае — вполне можно.
Марина Липецкая
Директор Фонда "Центр Стратегических Разработок "Северо–Запад"
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама