Алексей Михайлов Все статьи автора
16 марта 2020, 07:51 1062

Гражданам одинаково. Почему бензин в России дорожает

Фото: Ермохин Сергей

Почему на бензоколонке мы не чувствуем, что цены на нефть упали

Когда цены на нефть упали, первые слова, которыми встретил эту новость президент США Дональд Трамп в своем "Твиттере", были: "Хорошо для потребителей, цены на бензин снижаются". А вот в России цены на бензин не снижаются никогда. Мировые цены на нефть растут или падают, но наш бензин стабильно дорожает из года в год. Автомобилисты в недоумении — почему?

Заготовки на зиму. Динамика цен на бензин в опте и рознице расходится

Заготовки на зиму. Динамика цен на бензин в опте и рознице расходится

3583
Любовь Лучко

Прежде всего потому, что падают–то цены на нефть в долларах, а мы смотрим на ценник бензина в рублях. Увы, но все наше российское благополучие по–прежнему зависит от стоимости углеводородов. Что бы там ни говорили люди из высшего экономического руководства страны, ни с какой иглы нефтезависимости страна не слезла. И как только нефть падает — сразу падает и рубль. А это ослабление съедает весь эффект от низких цен на сырье, до наших рублевых бензоколонок он не доходит…

Именно это и случилось в первые месяцы 2020 года: повалилась нефть, рубль, а цены на бензин в России продолжили расти.

Посчитаем цену российского бензина (самого дешевого) в долларах. В середине 1990–х, до кризиса, он стоил 35–37 центов за литр. Падение рубля в 1998 году привело к резкому удешевлению бензина — до 20 с небольшим центов. Но потом неуклонный рост рубля в нулевые довольно быстро привел нас к новым рекордам — в 2013 году наш бензин вырос вчетверо, до 88 центов. Последовавшее затем в 2014–м падение нефти и кризис снова уронили стоимость бензина в стране до 50 с небольшим. Сегодня бензин колеблется около 60 центов.

Так что, как мы видим, в периоды роста цен на нефть дорожает и бензин у нас в стране, а во время кризисов (1998, 2014, 2020) цена на бензин снижается, но не в рублях. А в пересчете на доллары. Нет, мы совсем не в стороне от мировых трендов. Просто до наших с вами карманов эти тренды не дотягиваются — такая вот макроэкономика.

Но это только половина ответа. Вторая половина — это позиция нашего государства. Неохота ему строить дороги, парковки и т. д. Куда как проще искусственно задрать вверх цены на бензин и автомобили, чтоб меньше покупали и меньше ездили. Фактически приравняв бензин и авто к предметам роскоши. Ну, или особо вредным продуктам вроде табака и алкоголя. Никакие другие товары в нашей стране акцизами не облагаются. Сам смысл акциза — именно в удорожании товара для его меньшего потребления. Ставки акцизов ежегодно индексируются (понимай — повышаются). Иногда даже быстрее инфляции.

Фактически цена на бензин у нас определяется именно акцизом. Вместе с НДС он составляет около 30% его стоимости. Если бы государство не брало свои налоги, бензин был бы сегодня на треть дешевле. Так что для снижения цен у нас есть простой способ — отменить акциз. Было бы желание. Но вот его точно нет.

Ну и, конечно, стоит сказать еще об одном. Размер акцизов на бензин не зависит от мировых цен на нефть. А вот главный налог, который платят нефтяники (на добычу полезных ископаемых), зависит напрямую. Растут цены — с нефтяников берут больше. Падают — меньше.

Бензин с подтеками. Эксперты наметили перспективы улучшения динамики цен на нефть

Бензин с подтеками. Эксперты наметили перспективы улучшения динамики цен на нефть

390
Любовь Лучко

А с граждан — всегда одинаково.

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама