Кредитование малого бизнеса не просто остается одной из востребованных банковских услуг, но с каждым годом продолжает набирать обороты. Так, объем выданных кредитов в 2019 году по сравнению с 2018-м вырос почти в 2 раза. Причин тому несколько. Во-первых, какой бы гениальной и амбициозной ни была идея, для ее воплощения всегда требуется капитал, а во-вторых, кредитно-финансовые учреждения уже давно демонстрируют предпринимателям свою лояльность, предлагая максимально упрощенные и быстрые схемы для займов.
Эксперты «ДП» начинают серию публикаций, в которых расскажут о самых популярных сегодня банковских продуктах, о том, какие инструменты используются в кредитовании малого и среднего бизнеса, сколько денег нужно на раскрутку проекта и чем руководствуется банк, принимая решение по одобрению кредита.
Сегодня для малого и среднего бизнеса банки предлагают широкий спектр финансовых продуктов с различными характеристиками и условиями. Среди наиболее распространенных – овердрафт, займы для развития бизнеса, инвестиционные кредиты, коммерческая ипотека, кредиты на покупку оборудования. Набирают популярность кредитные бизнес-карты с льготным периодом, в течение которого можно вернуть заемные средства без процентов. Выбор у предпринимателей довольно велик: финансовое учреждение готово разработать и предложить индивидуальную схему работы для конкретного клиента с учетом его потребностей – с невысокими процентными ставками, без комиссионных, в сжатые сроки, под залог недвижимого имущества или без залога.
Процедура получения кредита сейчас максимально упрощена. Например, предприниматель может больше не тратить время на посещение банка, а подать заявку через личный кабинет и получить ответ буквально за 3 минуты. За последний год онлайн-финансирование малого бизнеса показало ощутимые результаты. Для сравнения: если в начале 2019 года в Сбербанке доля таких заявок от клиентов по Северо-Западу составляла 35%, то сейчас уже речь идет о 94%. В некоторых случаях даже заявку подавать необязательно: ряд банков предлагает предодобренные лимиты с учетом финансовой активности клиента.
Интернет-банкинг позволяет взаимодействовать с финансовым учреждением по вопросам кредитования 24/7. Причем, чтобы подать заявку через приложение, необязательно быть клиентом банка и иметь расчетный счет. Регистрация состоит всего из двух шагов, а часть формы заявки заполняется автоматически на основании ИНН организации.
Развитию кредитования бизнеса способствует также поддержка на государственном уровне. Сегодня активно внедряются программы, поддерживающие инновационное развитие и модернизацию экономики, в частности программы Министерства экономического развития и Министерства сельского хозяйства. В результате клиенты получают более комфортную ставку, что особенно важно для предприятий реального сектора экономики.
«Кредитование малого и среднего бизнеса – это одно из наиболее динамично развивающихся направлений, для которого создаются вполне комфортные условия, – уверен заместитель председателя Северо-Западного банка ПАО «Сбербанк» Роман Львов. – В прошлом году банк выдал малому бизнесу в СЗФО более 87,4 млрд рублей, это на 61% больше, чем годом ранее. Средняя сумма кредита для малого бизнеса составила около 4,6 млн рублей. Объемы выдачи кредитов по программе МЭР в 2019 году превысили аналогичный показатель 2018 года в 1,7 раза, а по программе Министерства сельского хозяйства прирост составил 53%».