Человек в луче света. Ведущий Backstage Academy о том, как сделать большое событие

Автор фото: Никита Матвеев

Ярких событий в России проходит предостаточно, но профессионалы признают, что отечественная шоу–индустрия лишь формируется. Считается, что нашим ивент–менеджерам по сравнению с западными коллегами не хватает образования.

Прошедшие в Москве и Петербурге мастер–классы английской Backstage Academy, организованные сценическими компаниями MF Group и StagePro, дали шанс познакомиться с опытом проведения событий уровня концертов Beyonce или презентаций Jaguar. "ДП" поговорил с ведущим мастер–классов Шенноном Харви о том, как сделать большое событие в рамках маленького бюджета, что делать, если отказывает техника, и почему надо уметь говорить клиентам нет.

Каким требованиям должно отвечать событие, чтобы быть по–настоящему современным?

— Последнее время события заметно меняются. И тенденции этих изменений связаны с ожиданиями аудитории. Мы живем во время, когда нас окружают удивительные вещи. Каждый из нас в буквальном смысле носит в кармане интернет. И все можно потрогать руками. Соответственно, события должны обогащать аудиторию новым опытом, давать людям возможность ощутить себя частью бренда, а не просто быть наблюдателями.
Теперь целью концерта музыкальной группы не является продажа альбома, а рекламного шоу — конкретного продукта. Все продают образ, который обеспечит более прочную связь с аудиторией и большую популярность в социальных сетях. Это сейчас критически важно. Даже заработок поп–звезд уровня, скажем, Джастина Бибера уже гораздо больше зависит от количества подписчиков в Instagram или просмотров на YouTube, чем от того, сколько альбомов они продали. Соответственно, меняется и динамика ивентов.

То есть самое главное происходит за пределами сцены или зала?

— Да, но дело не только в этом. Обратите внимание — сейчас людям уже мало просто запостить в Instagram фотографию того, что они ели на завтрак. Теперь они выкладывают в сторис весь процесс приготовления блюда. С подготовкой концерта или корпоративного события то же самое. Надо показывать людям процесс, допускать их за кулисы, позволять увидеть, как все создается. Социальные сети позволяют нам все это делать. Мало захватить аудиторию во время самого шоу. Нужно сделать это до, во время и после. Только тогда вы получите достаточно сильную эмоциональную связь. А это для современных брендов самое главное.

Высокие технологии для хорошего шоу необходимы?

— Главное все же — рассказать аудитории интересную историю. Именно это является стержнем, на который все нанизывается. Магия, зрелище, технологии, визуальные эффекты — все это, конечно, помогает погрузиться в происходящее и создает те самые моменты, когда у людей перехватывает дыхание. Но это не является фундаментально необходимым, если ваша история достаточно хороша. Если один человек на сцене, освещенный лучом единственного прожектора, может рассказать историю, которая впечатлит и захватит людей… Это будет так же волшебно, как шоу на огромном стадионе в свете пятисот прожекторов, со специально проложенными рельсами. А может быть, даже лучше! Любой элемент шоу должен играть свою роль, он должен отвечать зрителю на вопрос: "Почему это интересно лично мне?"

Да, но все равно в массовом сознании хорошее шоу — значит дорогое. И чем дороже, тем лучше. Насколько это правильно?

— Я много работал с дорогими шоу. Высокая стоимость всегда должна складываться из объективных факторов. Прежде всего, техника стоит очень дорого. Например, главный инструмент в моем арсенале — это компьютер стоимостью 120 тысяч долларов. И программное обеспечение к нему тоже стоит тысячи долларов. Да и сам я недешевый специалист, отвечаю за все своей репутацией, заработанной годами. Также важен масштаб — если действие происходит на стадионе, то вряд ли вам удастся впечатлить аудиторию одиноким рассказчиком в круге света. А вот если перенести то же самое в небольшой театр — все получится. И тогда большой бюджет уже не нужен. Важна соразмерность происходящего.
Люди слишком часто фокусируются на бюджете и технике. А наша профессия совсем не об этом. Она о хороших историях. О создании уникального опыта. Об установлении крепких связей между аудиторией и брендом. И для этого нужно использовать все ресурсы, которые доступны. Необязательно ослепительный свет или гигантские видеоэкраны. Нужно удивлять! Буквально вчера я видел запись, где Эксл Роуз из Guns N’ Roses пел Smile (классическая песня на музыку Чарли Чаплина из фильма "Новые времена". — Ред.). Это было совершенно неожиданно. Рок–звезда поет эту прекрасную, нежную мелодию… Не было никаких грандиозных спецэффектов. Но это очаровывало. Такие вещи точно запоминаются надолго.

Проблемы с техникой — бич мероприятий всех видов и масштабов. У вас есть профессиональные секреты, как их избежать?

— Чем больше бюджет, тем больше ответственность. И тем опаснее провал. Чем более ценное оборудование вы закупаете или арендуете, тем жестче от вас начинают требовать, чтобы вы выбили из поставщиков какие–то скидки. Нет проблем, это можно делать, но главное при этом — не допускать риска для безопасности или для качества шоу. При этом бывает очень трудно убедить заказчиков в необходимости бэкапа, дублирующих систем. Они говорят: "Зачем вам запасной компьютер? У вас же уже есть один! Это получается слишком дорого, давайте обойдемся одним! Вы что, не можете справиться?" Но бывают ситуации, когда наличие или отсутствие бэкапа имеет критическое значение.
Когда клиент говорит мне: "Я не буду за это платить" — я обычно отвечаю: "Представьте, что вы собираетесь прыгнуть с самолета, а я даю вам всего один парашют и отказываюсь выдать запасной. Станете вы тогда прыгать?"

Поговорка "на ошибках учатся" применима к ивент–менеджменту?

— Разумеется, никто не любит провалы. Но их не избежать. И, конечно, из каждой неудачи нужно делать выводы. За последние 10 лет у меня была всего одна работа, про которую я могу сказать: "Ужасная ночь". Это была церемония вручения наград, и заказчик совершенно не дал мне как следует все подготовить, хотя я предупреждал о том, что времени недостаточно. В результате все происходило с огромными задержками и не в том порядке, как предполагалось изначально. Все шоу превратилось в сплошной кошмар. А потом заказчики меня же и обвинили во всем. Самое главное, что я вынес из этого, — способность решительно говорить клиентам "нет", если они не слушают, как должен быть организован весь процесс. Потому что в итоге под ударом оказывается моя репутация.
Учиться надо на любом шоу, успешном или нет. Необходимо четко провести линию, за которую нельзя отступать. Кто–нибудь может вам предложить: "Давайте я спрыгну без страховки с крыши вон того здания, это будет здорово выглядеть!" И даже если он на это действительно готов и вы считаете, что это будет самое впечатляющее зрелище на свете, вы все равно в первую очередь обязаны подумать о том, будет ли это безопасно для публики. Потому что вы всегда должны заботиться о публике больше, чем об исполнителях. Аудитория — главная часть любого шоу.