Британский развод. О переговорах Великобритании и ЕС

2 марта начались переговоры представителей Великобритании и ЕС о торговых отношениях после Brexit.

Переговоры только стартовали, и легкими они не станут. Основная интрига в том, насколько значительными будут торговые барьеры. Каждая сторона постарается сделать их максимально выгодными для себя. Так что ждем сложный и драматичный торг.
Для российской экономики и бизнеса возможны как прямые, так и косвенные эффекты. Не так уж и мало российских компаний имеют листинг на Лондонской бирже, которая, к слову, целенаправленно их привлекала. Если процесс "развода" будет жестким, то это станет сильным ударом по таким компаниям. При снижении привлекательности Лондона как финансовой площадки, может быть, кто–то даже решится покинуть ее. Ведь когда еще только обсуждался вопрос с Brexit, многие компании заявляли, что при ограничении движения капитала будут рассматривать Франкфурт.
Если переговоры действительно не придут к успеху и торговые барьеры будут существенными, это вызовет торможение экономики. Британия — значимая часть Европы. Для нас самое чувствительное — это снижение спроса на энергоносители. Эти вторичные эффекты будут более понятны, когда станет ясен уровень вводимых пошлин.
Развод — это всегда трения, взаимные ограничения. Даже на этапе длительного Brexit фунт снизился к евро весьма заметно. То есть валютный курс учел трудности, которые ждут британскую экономику. Воздействие на рынки будет и сейчас. Стоит одной стороне ввести какие–то ограничения, вторая почти всегда отвечает. Хватит ли мудрости политикам не заиграться в эту игру — вопрос.
Шансы на противостояние весьма приличные.
Сергей Хестанов, советник по макроэкономике гендиректора "Открытие Брокер"