Мастер, слэбы, два стола. Петербургские производители мебели отмечают рост спроса на изделия ручной работы

Автор фото: Vostock-Photo

Но среди мастерских, делающих такую продукцию, много нелегальных.

Слэб–мастерские специализируются на изготовлении мебели из цельного продольного спила дерева (слэба). Основное преимущество изделий из такого сырья — надежность и экологичность.
По словам Татьяны Исаевой, маркетолога столярной мастерской–склада Librat, "популярность мебели из слэбов растет в связи с тягой людей ко всему экологически чистому".
"Все, что делается руками в единичном экземпляре, в последнее время пользуется спросом, — соглашается Елена Пономарева, генеральный директор компании "Лаборатория трендов". — Это касается не только столярных изделий, но и продукции кузнечного производства, образцов из камня — всего того, что делается вручную и подходит для оформления интерьера".
Помимо моды на экологичность эксперты называют еще одну причину популярности хендмейда — люди устали от жесткого индастриал–стиля, их привлекают более уютные и комфортные интерьеры. "Поэтому практически все дизайнеры сотрудничают с мастерскими, производящими изделия ручной работы", — поясняет Елена Пономарева.
Одновременно начала расти конкуренция между производителями. "Сейчас самый пик популярности слэб–мастерских. Еще год назад такого не было", — говорит владелец Librat Алексей Ли.
Свою мастерскую он открыл в 2017 году. Сначала здесь производили рамки для фотографий, однако, как оказалось, это занятие не приносит большого дохода. Зато после закупки первой партии карагача — самой популярной породы дерева для слэбов — дела сразу пошли в гору. Производство работает по двум моделям — b2b и b2c — мастерская не только производит мебель, но и продает заготовки, то есть сами слэбы. Впрочем, выпуск готовой продукции рентабельнее.
Свое производство Ли называет "однозначно доходным". Так, стоимость одного слэба в среднем составляет 7–15 тыс. рублей, цена готовой мебели начинается от 30–50 тыс. рублей, а в отдельных случаях может достигать сотен тысяч.
Запуск такой мастерской обходится в 700–800 тыс. рублей, отмечает Илья Мельников, сооснователь компании по производству мебели из камня и дерева Woodstonebali. В эту сумму входит закупка оборудования — станков (около 300–500 тыс. рублей каждый) и инструментов, а также аренда помещения (40 тыс. рублей). Алексей Ли уверен, что можно и сэкономить — если собрать станок самому, то его стоимость будет в 2–3 раза ниже заводской.
От конкуренции производителей в выигрыше остается потребитель. Компаниям же приходится постоянно совершенствовать бизнес–модели. Woodstonebali расширяет ассортимент и усложняет изделия, увеличивая добавленную стоимость, а Librat старается снижать цены, одновременно работая на повышение качества.
Николай Смоленский, создатель мастерской Smola wood, полагает, что, снижая цены, важно учитывать один нюанс: на рынке существуют небольшие предприятия, не регистрирующие бизнес или же скрывающие реальное количество сотрудников.
"Пользуясь более выгодной системой налогообложения, они могут предлагать более выгодные цены ряду покупателей. Недостаточный надзор в этой ситуации со стороны контролирующих органов приводит к тому, что предприятия, которые находятся в теневом секторе, имеют возможность демпинговать", — сообщил "ДП" Тимур Иртуганов, генеральный директор Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности России.
По данным эксперта, вполне возможно, что до 50% этого сегмента рынка сейчас контролируют малые предприятия, включая "левые". "Это то, что на самом деле происходит, а не данные Росстата", — заявил Иртуганов.