Поворот сюжета. Что россияне предпочитают смотреть в кино

 

Пока все обсуждали сенсационный урожай "Оскаров", собранный южнокорейским фильмом "Паразиты", фонд "Общественное мнение" решил выяснить, что и как предпочитают смотреть россияне. Результаты в какой–то мере тоже можно назвать сенсацией. Во–первых, оказалось, что большинство до сих пор смотрит кино по телевизору. 42% делают это ежедневно, 17% — 2–3 раза в неделю. Это сильно похоже на результаты аналогичного опроса семилетней давности: тогда было 42% и 25% соответственно. Однако совсем не смотрят телевизор теперь уже 15% опрошенных (в 2013–м их было 7%).
Во–вторых, 51% респондентов признались, что в кинотеатры не ходят. Это, конечно, меньше, чем в 2013–м (66%), но все равно рисует довольно мрачные перспективы для кинопроката. А ведь развитие отечественного кинематографа в конечном счете упирается именно в это — одними фестивалями сыт не будешь. Предпочтения тех, кто в кинотеатры все–таки ходит, распределились удивительно симметрично: 16% чаще смотрят отечественное кино, 17% — зарубежное, а 14% не отдают первенства никому.
56% опрошенных заявили, что российские фильмы, вышедшие на экран в последние 3–5 лет, им в целом нравятся. Самой положительной чертой отечественного кино они признали "интересные сюжеты". Символично, что у 33% тех, кому фильмы последних лет не нравятся, самая популярная претензия звучит так: "банальные, пустые, однотипные сюжеты".
Досадно, но отечественному артхаусу, который уверенно держит марку на европейском и мировом уровнях, достучаться до сердец массового зрителя по–прежнему не удается. В списке фильмов, больше всего понравившихся респондентам за последние 3–5 лет (со свободными вариантами ответа), — сплошные блокбастеры. Можно, конечно, сказать, что в США рекорды кассовых сборов тоже устанавливают кинокомиксы, а не интеллектуальные притчи. Так что "Движение вверх" и "Холоп" — это "Мстители", которых мы заслужили. Вот только развитие здорового рынка стимулируют не редкие взлеты, а систематический средний рост. К чему и хотелось бы стремиться.