Алексей Михайлов Все статьи автора
10 февраля 2020, 06:18 9386

Ускорение на тормозах. Можно ли надеяться на инвестиции в 2020 году

План особенно удивителен потому, что нам вроде бы обещано ускорение темпов до мировых. Но второй год из отведенных для этого шести прошел бесславно.
План особенно удивителен потому, что нам вроде бы обещано ускорение темпов до мировых. Но второй год из отведенных для этого шести прошел бесславно.
Фото: Vostock-Photo

Инвестиции без чиновного планирования — можно ли надеяться на это в 2020 году?

Итак, ВВП в 2019 году увеличился на 1,3% (данные Росстата). Замедление к 2018–му почти двукратное (тогда было 2,5%). Что случилось с российской экономикой?

Прекрасное будущее и выстрел себе в ногу. Что там в мировой экономике?

Прекрасное будущее и выстрел себе в ногу. Что там в мировой экономике?

536
Алексей Михайлов

Ничего неожиданного. Замедление было заранее спланировано — прежде всего из–за увеличения НДС на 2 процентных пункта (с 18 до 20%) и связанного с этим скачка инфляции.

Этот план был тем удивительнее, что нам вроде бы обещано ускорение до темпов выше мировых. И второй год из отпущенных для этого 6 прошел вполне бесславно. Более того, в течение года были приняты дополнительные меры, которые серьезно замедлили экономический рост.

Прежде всего, это политика Центробанка. Он провел шесть раундов снижения процентной ставки за год с небольшим — сокращал ее почти на каждом заседании Совета директоров. Но это только кажущееся смягчение денежной политики. Дело в том, что инфляция снижалась гораздо быстрее, в итоге реальная процентная ставка (за вычетом этой инфляции) с отрицательной превратилась в положительную (+3,5% после последнего понижения 7 февраля). Стимулирующая ставка ЦБ сейчас должна быть в районе 1–2% (отрицательной в реальном выражении). А она — 6%. Запретительная. Мало того, министр экономики Максим Орешкин предпринял публичную атаку на ЦБ, обвинив его в росте закредитованности населения. И в результате руководство регулятора, публично отрицая чрезмерную закредитованность, тем не менее приняло ряд технических мер для снижения темпов выдачи займов людям.

И эти меры были очень эффективны: потребительский кредитный бум сошел на нет, превратившись уже в откровенный кредитный кризис. Так, в 2019 году впервые за последние 4 года упала ипотека: количество кредитных сделок сократилось на 14%, объем выданных кредитов — на 5%. И это — несмотря на снижение ипотечного процента в течение всего года (в декабре он достиг исторического минимума — 9%).

Правительство тоже отличилось. Оно не смогло потратить выделенные деньги, израсходовав на 1,1 трлн рублей меньше запланированного. Не освоило даже свой резервный фонд (170 млрд рублей).

В итоге все выглядит так, что экономические власти страны в 2019 году, вместо того чтобы всячески подогревать экономический рост, занимались тем, что тормозили его.

Потому что как стимулируют экономический рост? Снижают налоги, увеличивают бюджетные расходы, держат процентную ставку отрицательной в реальном выражении, ослабляют валюту — в нашем случае рубль. В прошлом году российские экономически власти делали все прямо наоборот. Будто специально хотели не разогнать, а охладить экономику. Что и получили. Зачем было устраивать этот театр абсурда?

Хороший бюджет, и профицит большой. Итоги экономической политики — 2019

Хороший бюджет, и профицит большой. Итоги экономической политики — 2019

6845
Алексей Михайлов

В головах российских экономических властей прочно засел страх перед падением мировых цен на нефть и санкциями. Ради этого они готовы отказывать "себе" (то есть не себе буквально, а россиянам) даже в самом необходимом, но копить и копить резервы…

Резервы? Смешно — это ведь не какие–то материальные запасы, не продукты, лекарства, топливо. А всего лишь деньги, записи на счетах. Хотя в любой момент ЦБ может эмитировать любое их количество.

Рост бюджетных резервов — прямой вычет из экономического роста и благосостояния граждан. Ради чего? А просто власть пошла на поводу у своих страхов. Это называется "кормить паранойю".

Отличные социально–демографические инициативы из послания президента. Но они стоят лишь чуть больше 400 млрд рублей в год. То есть менее 15% накопленных бюджетом в 2019 году денег. Право, можно было бы увеличить их в 2–3 раза безо всяких проблем и поиска источников финансирования: все есть. На 1 января 2020 года средства на счетах правительства составляли 14,8 трлн рублей и увеличились за год на 3,2 трлн.

Даст ли политика экономии 2019 года ускорение в последующем? Отечественные экономические управленцы всерьез уверены, что смогут обеспечить экономический рост сами — с помощью госинвестиций и нацпроектов. Для чего надо накачать бюджет деньгами. А бизнес и люди просто должны подстроиться под эти "государственно–частные" инициативы.

Мышление абсолютно чиновничье, помноженное на социалистические рудименты в сознании. Мы, чиновники, лучше всех знаем, куда и сколько надо потратить денег. А итог — пустующие трубопроводы, три ледовых дворца в курортной зоне и стадионы без зрителей. Тупик.

Надо менять экономическую политику. Во главу угла ставить развитие потребительского спроса. А уж он потянет за собой инвестиции, причем именно туда, куда надо людям и экономике. Частные инвестиции. Не запланированные чиновниками, а осуществляемые без какого–либо их участия.

Сможет ли это сделать новое правительство, возглавляемое человеком, который знает, как закручивать гайки налогового администрирования и не имеет опыта в трате государственных денег и валютно–денежной политике? Захочет ли? И имеет ли на это полномочия?

Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама