Курс доллара за неделю вырос чуть менее чем на 1,9 рубля. Таким был эффект от вспышки коронавируса в Китае.
Всю неделю сообщения о числе заболевших и умерших от новой болезни напоминали сводки с фронта. На утро пятницы оба показателя достигли 9692 и 213 соответственно. С понедельника они увеличились в несколько раз.
Тревожный понедельник
Новостные каналы пестрели сообщениями об отказах авиакомпаний от полетов в КНР, прекращении работы магазинов, ресторанов, заводов в Поднебесной и даже о закрытии городов для въезда и выезда. Об ограничениях на визиты в Китай для сотрудников объявили многие иностранные компании и целые страны. В том числе Россия: МИД РФ рекомендовал российским гражданам воздержаться от поездок, не вызванных крайней необходимостью.
Зазвучали прогнозы различных аналитиков о будущем снижении цен на топливо и нефть, спаде торговой и деловой активности в мире. Так, эксперты банка Societe Generale предупредили, что, если коронавирус продолжит распространяться, мировой рынок акций снизится на 10%. Ведь "доля ВВП Китая в мировой экономике составляет 18%, поэтому его проблемы будут заметны во всех уголках мира". На этом фоне резко пошли вниз цены не только на акции, но и на нефть, газ и промышленные металлы. Подскочили в цене драгоценные металлы как защитный актив.
Но на финансовых рынках эмоции, отдаленно напоминающие панику, наблюдались только в понедельник. Многие фондовые индексы в мире упали более чем на 1%. Индекс Мосбиржи потерял около 2%, а индекс РТС, рассчитываемый в долларах США, — более 3,5%. В Китае всю неделю продолжались каникулы в честь Нового года по лунному календарю, так что его фондовый рынок будет реагировать на происходящее только на этой неделе.
Рубль также понес наибольшие потери именно в первый день прошлой недели. Биржевой курс доллара в этот день повысился на 90 копеек, до 62,97 рубля. И хотя максимума текущего года, 63,95 рубля, американская валюта достигла в пятницу, динамика в последние дни недели была более скромной, чем в понедельник (см. график).
Тем не менее реакция рубля на вирус была все же более сильной, чем на отставку правительства РФ 15 января. Тогда доллар прогулялся вверх всего на 37 копеек, да и то к концу дня вернулся на стартовую позицию.
Фейковая угроза
Вечером в четверг Всемирная организация здравоохранения признала ситуацию с коронавирусом чрезвычайной, но вместе с тем не рекомендовала вводить ограничения на передвижение людей и товаров. По оценке ВОЗ, меры, предпринятые в Китае, смогут предотвратить распространение болезни. Участники рынков после этого стали бояться меньше.
"Финансисты — люди циничные и достаточно равнодушно относятся к китайской истории, — констатирует Александр Разуваев, руководитель ИАЦ "Альпари". — Судите сами. Геном вируса уже расшифрован китайскими учеными. Вирулентность меньшая, чем при ряде других вирусных инфекций. Заболевание чаще всего протекает в легкой и среднетяжелой формах, как и обычный грипп. Но при этом Всемирный банк пугает мир рецессией и потерями для глобальной экономики в размере $800 млрд. Россию пугают особенно. Дескать, новый вирус обрушит цены на нефть, а Россия столкнется с резким ростом расходов на медицину. Но на рынках никто в это не верит. С моей точки зрения, китайский вирус — это фейковая угроза, ее не стоит воспринимать серьезно".
В похожем ключе высказались и некоторые другие опрошенные "ДП" аналитики.
"Историю с вирусом биржи уже и так отыграли избыточно, — уверен Петр Пушкарев, шеф–аналитик TeleTrade. — Случившаяся вспышка болезни — не причина давно назревавшей рыночной коррекции, а скорее версия для новостных лент, хоть с какой–то долей убедительности обосновывающая, что же послужило толчком для временного — и, полагаю, недолгого — нисходящего движения индексов и котировок наиболее перегретых акций после нескольких месяцев непрерывного их роста. Стать чем–то большим для рынков этот инфоповод мог бы лишь в случае действительно заметного сокращения китайских товарных потоков и объемов производства, но ничего подобного пока не наблюдается. Ритм большинства предприятий в Китае в это время и так всегда замедлен из–за лунного Нового года".
По словам ведущего аналитика QBF Олега Богданова, пока реакцию на мировых рынках трудно назвать панической.
"Я бы назвал ее тревожной, — говорит он. — Многие инвесторы надеются на то, что китайским властям удастся справиться с проблемой, вирус будет локализован, а количество заболевших не сильно превысит показатели предыдущих изменений. Еще есть надежды на медиков, на скорое появление вакцины. Пока не было зафиксировано случаев заражения в крупных финансовых центрах. Следовательно, можно сделать вывод, что паника на мировых рынках начнется, если эти условия изменятся: ситуация в Китае выйдет из–под контроля, количество заболевших и умерших начнет быстро расти; вирус начнет распространяться по всему миру, а вакцину быстро разработать не удастся; появятся заболевшие в Лондоне или Нью–Йорке. Вот тогда инвесторы не выдержат".
Центробанки наготове
Скромная реакция рынков на вирусную угрозу связана с тем, что их участники уверены: при существенном спаде котировок центробанки тут же запустят новые денежные стимулы. На закончившемся 29 января заседании ФРС США о дополнительном стимулировании речи не было, базовая ставка осталась неизменной. Но глава ФРС Джером Пауэлл обратил внимание на эпидемию коронавируса, назвав ее значимым негативным фактором.
Первым в очереди стимуляторов станет, видимо, Народный банк Китая. Если после каникул на местном фондовом рынке случится обвал, он вряд ли станет медлить с мерами поддержки.
"Стимулы в Китае, безусловно, будут, — считает Валерий Вайсберг, директор аналитического департамента ИК "Регион". — Они могут касаться увеличения расходов на разработку лекарств, медицинскую науку, систем дистанционного мониторинга и контроля. Кроме того, вероятно, будут приняты меры по улучшению снабжения центральных районов страны продовольствием с целью радикально сократить спрос на диких животных. Учитывая, что в прошлом году из–за африканской чумы свиней была уничтожена существенная часть поголовья сельскохозяйственного скота, можно ожидать достаточно серьезных инвестиций в агропромышленный сектор. Если говорить о поддержке фондового рынка, я полагаю, что ключевым банкам, скорее всего, будут даны указания покупать акции в случае их глубокой просадки".
"Народный банк Китая уже заявил, что снизит ставки для малого и среднего бизнеса и будет вливать деньги в систему, — отметил Олег Богданов. — С этой точки зрения китайские монетарные власти сделают все, что они могут, тут сомневаться не стоит. Но ФРС США воздержится от изменения монетарной политики, пока ситуация в американской экономике стабильна. Сейчас основные действия происходят на деске ФРБ Нью–Йорка, где вливается ликвидность в систему, поддерживается рынок репо и идут покупки краткосрочных казначейских облигаций. Кстати, отчасти дополнительные стимулы ФРС США предложила, пролонгировав программы операций на рынке репо до конца апреля текущего года. Снижение ставки и новые варианты количественного смягчения можно ждать, только если из–за вируса возникнут серьезные угрозы для китайской и мировой экономики. Думаю, что уже к концу февраля ситуация станет более определенной".
"Федрезерв США не стал менять своих планов: ставки уже были трижды снижены недавно, а еще одно–два снижения американский регулятор прибережет на вторую половину года, если потребуется снизить стоимость долговых заимствований и дополнительно поддержать биржи ближе к ноябрьским президентским выборам в США", — прогнозирует Петр Пушкарев.