Расстановка сил

 

Казалось бы, политические страсти и шторма отгремели на берегах Невы в 2019 году, и в следующем можно ждать затишья после и перед бурей, если иметь в виду выборы в Законодательное собрание города и Государственную думу в сезоне–2021.
На этом фоне 2020 год кажется спокойным. Но это ощущение обманчиво.
Запущенные в стране глобальные маховики политических трансформаций раскручиваются все быстрее, скрип от них распространяется по регионам, начинают разлетаться в разные стороны щепки и брызги смазки.
Что–то обязательно прилетит и к нам. Слишком заметное место у Петербурга на политической карте страны, чтобы остаться в стороне и переждать.
Итак, задачи города.
Во–первых, это переформатирование партийного пространства. Прошедший съезд "Единой России" ставит перед партией власти новые задачи. Здесь речь должна идти и об изменении имиджа, и о новом кадровом призыве, и о смене реализуемой тактики практических баталий. Лидер единороссов Петербурга — одна из самых критикуемых фигур города. Социальные лифты для молодежи практически закрыты. Тактика баллотироваться в депутаты в качестве самовыдвиженцев признана неудачной, а рейтинг партии в городе таков, что иных идей честной победы на выборах у нее пока нет.
Но не меньшие проблемы и у других партий.
КПРФ понесла страшный имиджевый удар вследствие бегства ее кандидата из губернаторской гонки, реальных муниципальных побед не оказалось, а неразбериха в региональном руководстве только усилила турбулентность.
"Яблоко" раздирают внутренние скандалы как в руководстве, так и на уровне районных отделений.
Необходимость определения со своим партийным брендом стоит перед "Справедливой Россией".
ЛДПР замерла в ожидании смены федерального партийного лидера.
Задача их всех — за год разрешить основные проблемы. А это означает реальные схватки и неординарные решения.
Во–вторых, это проблемы местного самоуправления. И здесь придется решать вопрос с наследством прошедших выборов. Это и невозможность избрать руководство муниципалитетов в одном случае, и завершение судебных процессов об отмене результатов голосования в другом.
Но это еще не все. На федеральном уровне обозначился тренд на повышение роли органов МСУ в противовес власти губернаторов. В Санкт–Петербурге знаменитый 131–й федеральный закон "О местном самоуправлении" действует с большими издержками, но эксперименты могут быть. Предположим, вариант укрупнения муниципальных образований до создания внутригородских муниципальных округов на уровне районов. Что–то похожее происходит в разных регионах страны, и Петербург может быть включен в актуальную повестку.
В–третьих, это проблемы внутриполитического блока Смольного. Сейчас он разделен между тремя вице–губернаторами. Отдельно координация районных администраций и муниципальных органов власти, отдельно связь и информация, отдельно СМИ и общественные организации. Интересно, кто же будет представлять городские власти на совещаниях в управлении внутренней политики АП, периодически устраиваемых для соответствующих представителей регионов? До сентября 2020–го можно прожить и в нынешней конфигурации, но дальше придется определяться.
В–четвертых, это влияние ситуации в соседней Ленинградской области, где в 2020 году состоятся выборы губернатора. И хотя сам процесс юридически Петербург не затрагивает, но связь двух субъектов более чем тесная. И городские партийные активисты будут помогать своим областным товарищам, и большая когорта наблюдателей и гражданских активистов, без сомнения, высадит многочисленный городской десант на областные поля. Информация не знает границ даже через океан, а тут же часто вообще две стороны одной улицы. Проблемы, поднимаемые на выборах в области, будут транслироваться и на город, и на них придется отвечать. А вдруг снова официально будет поднята идея объединения Ленинградской области и Санкт–Петербурга в единый субъект? В таком случае здесь реально будет над чем работать.
В–пятых, это федеральные процессы на региональной почве. Расстановка сил перед главным предстоящим событием страны — выборами нового президента — набирает обороты.
Главные игроки, центры силы и влияния, концентрируют свои ресурсы, собирают кадры, определяют стратегии. Петербург в разных сценариях имеет разную роль. Но выбор своей позиции здесь будет очень важен. И не факт, что основные политические игроки города не окажутся в противоположных федеральных командах.
Тогда отражение федеральных схваток наглядно проявится в осколках местных зеркал. Расстановка сил, конечно, не закончится в 2020 году, но к следующей осени уже многое будет понятно, и задача города здесь не промахнуться, не оказаться на обочине.
Это и будет решать город в наступающий год Белой Металлической Крысы.
Очень символично, не дай бог…